МАТЕРИАЛ
для членов
информационно-пропагандистских групп
(июль 2023 г.)
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ –
ОСНОВА ПРОЦВЕТАНИЯ ОБЩЕСТВА,
ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ
ГОСУДАРСТВА
на
основе информации
Министерства внутренних дел, Министерства здравоохранения, Министерства
образования, Министерства труда и социальной защиты, Министерства экономики
Республики Беларусь,
Национальной
академии наук Беларуси, ФПБ, ОО ”БРСМ“,
ОО ”Белорусский союз женщин“, материалов государственных СМИ
Развитие человечества неразрывно связано с
трансформациями демографических процессов. В XXIвеке наблюдается быстрый и непрерывный, но при этом неравномерный рост
численности населения планеты. На фоне стремительного увеличения численности
жителей многих стран Африки, Азии и Латинской Америки минимальный прирост
населения либо отрицательные демографические тенденции отмечаются в Европе, на
постсоветском пространстве, Японии и др. По прогнозам ученых-демографов, до 2050 года в 45 странах мира убыль
населения будет наблюдаться минимум на 10%. В эту группу попадает и
восточноевропейский регион, в том числе Беларусь.
Ученые обращают внимание на связь демографических
процессов с господствующими в современном обществе ценностными ориентирами.
Стремление жить в свое удовольствие, нежелание жертвовать своим комфортом,
приоритет личностных интересов над общественными составляют первую группу
причин снижения рождаемости, особенно в развитых странах мира.
Негативно на рождаемости сказываются объективные
достижения современного общества, связанные с изменением роли в нем женщины: рост
ее занятости в рыночной экономике, стремление достигать карьерных успехов, желание
получить нескольких образований. Нередко указанные тенденции ведут не только к
позднему рождению детей, но даже и отказу от него.
1. Демографическая
безопасность – важнейшая составляющая национальной безопасности Республики
Беларусь
Одним из составляющих элементов национальной
безопасности Республики Беларусь является демографическая
безопасность – состояние защищенности личности, общества и государства от
воздействия демографических угроз, обеспечивающее стабилизацию численности
населения, развитие человеческого потенциала страны, сохранение семейных и
межпоколенческих связей.
В нашей стране вопросы обеспечения демографической
безопасности, поддержки семьи, защиты материнства, отцовства и детства
находятся на постоянном контроле Главы государства.
Выступая с Посланием белорусскому народу и
Национальному собранию Республики Беларусь 30 марта 2023 г., Президент А.Г.Лукашенко подчеркнул: ”Здоровье
детей – вопрос демографической безопасности, без чего нет смысла
думать о завтрашнем дне… Чтобы крепко стоять на своей земле, нас, белорусов, должно быть значительно
больше – это важнейшее условие суверенитета. И государство делает много,
чтобы обеспечить для этого соответствующие условия“.
В демографической сфере основными национальными
интересами являются:
стабилизация численности населения и создание
предпосылок для его устойчивого роста на основе последовательного увеличения
рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни, снижения смертности;
повышение общего уровня здоровья народа,
охрана здоровья матери и ребенка;
укрепление института семьи как социального
института, наиболее благоприятного для реализации потребности в детях, их
воспитания, развитие системы поддержки семей с детьми и улучшение условий их
жизнедеятельности;
оптимизация внешних миграционных потоков,
обеспечение положительного сальдо миграции.
Осознание
значимости демографического фактора в обеспечении национальной безопасности послужило
причиной для актуализации
демографической составляющей в проект новой Концепции национальной безопасностиРеспублики Беларусь.
В этом документе в числе основных угроз национальной
безопасности указаны: депопуляция, демографическое старение, снижение
уровня рождаемости, сокращение продолжительности жизни.
В демографической сфере внутренними источниками угроз национальной безопасности являются:
диспропорции в половозрастной структуре
населения;
снижение репродуктивных установок населения,
их неполная реализация;
негативные трансформации института семьи
(снижение уровня брачности, увеличение возраста вступления в первый брак, рост
числа неполных семей, овдовение и иное);
снижение общего уровня здоровья населения, его
отдельных половозрастных групп;
неблагополучная эпидемиологическая ситуация.
Во многих странах созданию условий для роста
населения и решению вопросов демографической безопасности препятствует ряд
субъективных факторов.
В их числе – новомодная субкультура ”чайлдфри“,
суть которой состоит в сознательном нежелании рожать и воспитывать детей. По
этому поводу Глава государства
А.Г.Лукашенко в своем Послании заявил: ”Любая
популяризация идей бездетной семейной пары в нашем информационном и культурном
пространстве должна пресекаться. Любые вбросы таких завуалированных призывов,
равно как и все нетрадиционные веяния – не что иное, как попытка обезлюдить и
ослабить государство. Никак не меньше. Такая идеология должна быть
вне закона“.
”Мы вырастили детей, которые ни в чем не
нуждались, и теперь они хотят как можно дольше пожить для себя, откладывая
рождение ребенка. Не все, но тенденция есть, она опасная, – таково было
следующее замечание А.Г.Лукашенко. –Парадигму
такого мышления надо менять. Есть вещи, которые молодые люди просто не
могут понять в силу своего возраста. Но мы, старшее поколение, можем вовремя и
должны вовремя объяснить, что жизненный успех и опыт бессмысленны, когда их
некому передать“.
Помимо этого, Президент указал на необходимость
разрушения стереотипа ”либо карьера, либо
семья“, поскольку в Беларуси ”созданы все условия, чтобы женщина
могла реализовать себя, как мама и как профессионал“.
Основнымвнешним источником угрознациональной безопасности в демографической сфере является проведение
иностранными государствами политики, направленной на стимулирование эмиграции
населения Республики Беларусь.
2. Динамика демографических
процессов в Беларуси
Несмотря на то, что в Республике Беларусь созданы условия
для улучшения здоровья населения с охватом всех этапов жизни, повышения
качества и доступности услуг системы здравоохранения, демографическая ситуация продолжает требовать пристального внимания.
Справочно:
В 2021 году доля населения в возрасте старше
65 лет составила 15,8%. В начале 2021 года базовое значение продолжительности жизни при рождении составило 74,5 года (69,3
для мужчин и 79,4 для женщин).
За последние 10 лет на 14,5% уменьшилось число женщин репродуктивного
возраста (с 2 494 тыс. в 2012 году до 2 134 тыс.
в 2022 году).
В 2022 году число родившихся уменьшилось на 20% по сравнению с 2019
годом. Суммарный коэффициент рождаемости за данный период уменьшился с 1,73 до
1,38 ребенка на одну женщину фертильного возраста.
Продолжает оставаться актуальной проблема неустойчивости брачных союзов. Ценность
и значимость официального брака для большинства населения сохраняется, но
количество браков несколько снизилось наряду с увеличивающимся числом разводов.
Справочно:
В 2021 году коэффициент заключенных браков составил
6,4 на 1 тыс. человек, а коэффициент разводов – 3,7 (2016 год –
6,8 и 3,4 соответственно).
Несмотря на снижение числа абортов за последние 5 лет на 30,3%,
частота искусственного прерывания беременности в стране остается высокой (в
2021 году – 7,8 на 1 тыс. женщин фертильного возраста). Это свидетельствует
о необходимости продолжения комплекса
мероприятий, направленных на профилактику и снижение абортов,
включая проведение предабортного психологического консультирования.
В современных условиях отмечается рост гинекологических заболеваний, высокий
уровень женского и мужского бесплодия.
Значительное число бесплодных семей нуждаются в применении вспомогательных
репродуктивных технологий. Число женщин, страдающих бесплодием, составляет
около 750-780 на 100 тыс. женского населения 18-49 лет, мужчин –
около 100-200 на 100 тыс. мужского населения в возрасте
18 лет и старше. Эффективность применения экстракорпорального
оплодотворения колеблется в пределах 41-43%.
Справочно:
Согласно результатам общереспубликанского
мониторингового исследования, проведенного в апреле 2023 г. Институтом
социологии Национальной академии наук Беларуси:
имеют детей 77% опрошенных (одного ребенка – 35,3%, двух детей –
48,9%, трех – 12,7%, четырех и больше – 2,6%);
планируют с учетом реальных жизненных обстоятельств одного ребенка – 22,4%, двух детей –
44,6%, трех – 10,7%, четырех и больше – 2,2% (учитывая тех, которые уже есть);
по мнению 52,4% опрошенных, современные пары не могут иметь желаемое
количество детей по причине боязни того, что не смогут обеспечить ребенка
всем необходимым;
если бы позволяли материальные и другие условия, то планировали иметь одного ребенка 14,8%,
двух детей – 45,5%, троих – 19,9%, четверых и больше – 5,6% респондентов.
Серьезной проблемой безопасности общества является преждевременная
смертность. В Республике Беларусь смертность
от внешних причин (ДТП, несоблюдение техники безопасности на производстве,
убийства и пр.) в возрасте до 40 лет почти в пять раз превышает потери,
связанные с болезнями системы кровообращения и в три раза – онкологическими
заболеваниями.
Экономические потери общества от смертности от внешних причин
сопоставимы с ежегодными дотациями, выделяемыми из бюджета страны на
социально-экономическое развитие трех регионов Беларуси.
Основными особенностями смертности от внешних причин является ее предотвратимость
и социальная обусловленность. Исходя из этого снижение указанного вида
смертности необходимо сопровождать мероприятиями, нацеленными на рост доходов
населения, снижение уровня безработицы, повышение качества медицинского
обслуживания, развитие инфраструктуры и пропаганду здорового образа жизни.
Позитивное воздействие перечисленных факторов поможет сберечь до 50 человек на
100 тыс. населения только в результате сокращения смертности от внешних причин.
3. Ключевые направления
деятельности белорусского государства по обеспечению демографической
безопасности
Согласно ст. 32 Конституции Республики Беларусь, брак как союз женщины и мужчины, семья,
материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства.
В соответствии со ст. 1 Кодекса Республики Беларусь о браке и
семье задачами законодательства о браке и семье являются:
укрепление семьи в
Республике Беларусь как естественной и основной ячейки общества на принципах
общечеловеческой морали, недопущение ослабления и разрушения семейных связей;
построение семейных
отношений на добровольном брачном союзе женщины и мужчины, равенстве прав
супругов в семье, на взаимной любви, уважении и взаимопомощи всех членов семьи;
установление прав детей и
обеспечение их приоритета в соответствии с настоящим Кодексом;
установление прав и
обязанностей супругов, родителей и других членов семьи в соответствии с
положениями Конституции Республики Беларусь,
нормами международного права;
охрана материнства и
отцовства, прав и законных интересов детей, обеспечение благоприятных условий
для развития и становления каждого ребенка;
учет наилучших интересов
ребенка при принятии государственными органами, иными организациями решений в
отношении детей.
Указом
Президента Республики Беларусь от 21 января 1998 г. № 46 утверждены основные
направления государственной семейной политики. Основные цели государственной семейной политики:
обеспечение улучшения
социально-экономических условий жизнедеятельности семьи и выполнения ею
репродуктивной, экономической и воспитательной функций;
укрепление нравственных
основ семьи и повышение ее престижа в обществе.
Развитие системы поддержки
семей с детьми предусмотрено Программой
социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы. Ее
практическое воплощение осуществляется в рамках Государственной программы ”Здоровье народа и демографическая
безопасность Республики Беларусь“ на 2021–2025 годы, иных государственных
программ и национальных планов (Национальный
план действий по улучшению положения детей и охране их прав на
2022–2026 годы и др.).
4. Социальная защита матери
и ребенка
Одно
из ключевых направлений государственной политики – повышение благополучия
семей как основы демографической безопасности государства и общества.
Комплексная
система поддержки семей с детьми предусматривает гарантии и льготы в различных
сферах их жизнедеятельности. Особое внимание уделяется многодетным семьям.
Поддержка семьи начинается
еще до рождения ребенка – с бесплатного
комплексного медицинского сопровождения женщины во время беременности и родов,
а также предоставления отпуска по беременности и родам с выплатой пособия в
размере 100% среднедневного заработка.
Основным
инструментом материальной поддержки при рождении и воспитании детей выступает система
государственных пособий.
Единовременное пособие в
связи с рождением ребенка и ежемесячное пособие по уходу за ребенком в возрасте
до 3 лет назначаются всем семьям независимо от доходов родителей, их занятости
и уплаты страховых взносов. Это отличает нашу систему пособий от других
государств, поскольку во многих странах выплаты зависят
от заработной платы родителей, а незастрахованные лица получают их в
минимальном размере.
Для
отдельных, наиболее уязвимых категорий семей, предусмотрено пособие на детей
старше 3 лет, которое также назначается на каждого ребенка в семье.
Справочно:
По состоянию на 1
июня 2023 г. пособия составляют:
единовременное пособие в связи с рождением
ребенка:
при рождении первого
ребенка – 3 521,30 руб. (10 бюджетов прожиточного минимума (далее – БПМ) в
среднем на душу населения);
при рождении второго
и последующих детей – 4 929,82 руб.
(14 БПМ);
ежемесячное пособие по уходу за ребенком в
возрасте до 3 лет:
на первого ребенка –
605,99 руб. (35% средней заработной платы работников (далее – СЗП) в стране);
на второго и
последующих детей – 692,56 руб. (40% СЗП);
на ребенка-инвалида
– 779,13 руб. (45% СЗП);
ежемесячное пособие на детей старше 3 лет из
отдельных категорий семей (воспитывающих ребенка-инвалида либо ребенка,
инфицированного ВИЧ; из семей, в которых родители имеют инвалидность 1 или 2
группы; из семей, в которых отца (отчима) призвали на срочную военную службу):
на ребенка-инвалида
и ребенка, инфицированного ВИЧ, –
246,49 руб. (70% БПМ);
на других детей в
таких семьях – 176,07 руб. (50% БПМ).
Каждый пятый ребенок (почти 400 тыс. детей) охвачен тем или иным видом пособия, при
этом дети до 3 лет – 100% (пособие выплачивается на 220,1 тыс. детей до 3 лет).
В 2023 году на систему
государственных пособий выделено
3,5 млрд рублей, из них 2 млрд – на выплату пособия по уходу за ребенком до
3 лет.
Одна
из самых значимых мер поддержки белорусских семей – это программа
семейного капитала, которая реализуется с 2015 года при рождении
третьего или последующего ребенка. Его размер
с 1 января 2023 г. составляет почти 30 тыс. рублей (на 4 тыс. рублей больше,
чем в 2022 году).
За
более чем 8 лет реализации программы специальные депозитные счета открыли почти
127 тыс. многодетных семей, из республиканского бюджета на них зачислено 826
млн долларов США и 1,1 млрд рублей (за 5 месяцев 2023 г. открыто уже 5 тыс.
депозитов ”Семейный капитал“).
С 2020 года многодетные
семьи вправе досрочно (независимо от даты
назначения) использовать средства семейного капитала на строительство
(реконструкцию) или покупку жилья, погашение кредитов (займов организаций),
выданных на эти цели, – если они нуждаются в улучшении жилищных условий; на
оплату образования, медицинских услуг и средств социальной реабилитации для
членов семьи с инвалидностью.
Справочно:
Из общего количества
поданных заявлений на досрочное распоряжение семейным капиталом, 83% составляют
заявления на решение жилищных вопросов (10% – на медицинские услуги, 7% –
на образование).
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 4 июля 2017 г. № 240
”О государственной поддержке граждан при строительстве (реконструкции) жилых помещений“многодетным семьям предоставляетсясубсидия на погашение основного долга в соответствии с количеством детей
в возрасте до 23 лет в следующих размерах:
при наличии троих детей в возрасте до 23 лет – в
размере 95% от суммы основного долга по кредиту;
при наличии четверых и более детей в возрасте до 23 лет– в
размере 100% от суммы основного долга по кредиту.
Молодым семьям, предоставляется субсидия на
погашение основного долга в следующих размерах:
при рождении (усыновлении, удочерении)
первого ребенка – в размере 10% от суммы основного долга по кредиту;
при рождении (усыновлении, удочерении)
второго ребенка – в размере 20% от суммы основного долга по кредиту.
В
2023 году на обеспечение программы семейного капитала
в республиканском бюджете предусмотрено 430 млн рублей.
Из средств местных бюджетов
финансируется адресная социальная помощь,
в системе которой четыре вида поддержки.
Бесплатными продуктами питания в 2022 году обеспечены более 12 тыс. детей в возрасте до 2 лет(6,5% от общей численности детей
до 2 лет), средний размер помощи на одного ребенка составил порядка 200
рублей в месяц. При этом семьи при рождении двойни (тройни) получают детское
питание без учета доходов (более 4 тыс. детей).
Семьям,
в которых воспитывается ребенок-инвалид с 4 степенью утраты здоровья,
предоставляется социальное пособие для возмещения затрат на приобретение
предметов гигиены. В 2022 году средний размер выплаты составил 435
рублей, такое пособие выплачено
на 12,6 тыс. детей-инвалидов.
Семьи
с детьми – основные получатели ежемесячного и единовременного социальных
пособий – более 70% от общей численности получателей таких пособий. Причем для
многодетных семей действуют льготные условия предоставления ежемесячного социального
пособия – критерий нуждаемости составляет 115% БПМ (для других семей 100% БПМ).
В 2022 году ежемесячное социальное пособие получили более 50 тыс. человек
из категории многодетных семей.
На оказание адресной
социальной помощи в 2023 году выделено 132,7 млн рублей.
Поддержка
семьям с детьми предоставляется не только в виде материальных выплат. Широкий
спектр социальных услуг оказывают
146 территориальных центров социального обслуживания населения и 2 центра
социального обслуживания семьи и детей
(гг.Минск, Гомель).
Востребованной
является услуга няни, которая предоставляется бесплатно семьям,
в которых:
воспитываются
тройни (до 40 часов в неделю), двойни
(до 20 часов в неделю), дети с
инвалидностью (до 20 часов в неделю);
оба
родителя либо единственный родитель являются инвалидами
1 или 2 группы (до 20 часов в неделю).
Справочно:
В 2022 году
услугой няни воспользовались почти 2,5 тыс. семей, в том числе 1,6 тыс. –
воспитывающих двойню (тройню).
Для
организации комплексного подхода в решении проблем семьи в территориальных
центрах оказывается услуга социального патроната.
Справочно:
В 2022 году такую
услугу получили 3,2 тыс. семей с детьми.
Детскими домами-интернатами предоставляется услуга социальной передышки для родителей детей-инвалидов в возрасте
от 4 до 18 лет. Она предусматривает кратковременное (до 56 дней в календарном
году) освобождение родителей от ухода за ребенком-инвалидом с целью отдыха,
восстановления сил, решения иных вопросов семьи.
Справочно:
В 2022 году такую
услугу получили 106 семей, воспитывающих детей-инвалидов.
На
обучение навыкам уважительного и позитивного взаимодействия с детьми,
гармонизацию супружеских и детско-родительских отношений направлены программы,
реализуемые в территориальных центрах (”Папа-школа“, ”Искусство быть мамой“,
”Семья как ценность“), иные социальные проекты.
Поддержка работающих
родителей представлена гарантиями в
трудовой сфере, которые являются обязательными
для реализации всеми нанимателями и формируют ключевые условия для
комфортного совмещения родительства и работы.
Справочно:
Например, обеспечивается защита занятости
родителей, находящихся в отпуске по
беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет. На
период нахождения в этих отпусках за работниками сохраняется рабочее место. Более того, после окончания отпуска по
уходу за ребенком наниматель обязан с согласия родителя продлить с ним контракт
(заключить новый) до достижения ребенком
5 лет.
Родители обладают
своеобразным иммунитетом при увольнении. Например, гарантируется недопущение расторжения трудового договора по инициативе
нанимателя с беременной женщиной,
матерью или одиноким отцом с ребенком в возрасте до 3 лет.
Ряд гарантий учитывает
потенциальную потребность работающих
родителей в дополнительном свободном от работы времени.
Справочно:
Например, по желанию беременной женщины,
женщины с ребенком до 14 лет наниматель обязан устанавливать неполное рабочее
время (неполный рабочий день, неполную рабочую неделю, неполный рабочий день).
Родителям, воспитывающим двоих детей в возрасте до 16 лет,предоставляется один дополнительный
выходной день в месяц.
Его оплата может предусматриваться в коллективном договоре или ином локальном
правовом акте. Родителям с тремя и более
детьми до 16 лет или ребенком-инвалидом
до 18 лет предоставляется дополнительный выходной день в неделю, который
оплачивается в размере среднего дневного заработка.
Несмотря на достаточно
развитый механизм государственной поддержки родителей на рабочих местах, а
также их дополнительной поддержки в рамках социального партнерства, государство постоянно ищет новые
возможности удовлетворения потребностей современных родителей, помогая им успешно совмещать воспитание детей и работу
без ущерба для какой-либо из сфер жизни.
Справочно:
С января 2020 г. установлен новый вид отпуска – отпуск
отцу (отчиму) при рождении ребенка продолжительностью
до 14 дней. Наниматель обязан предоставить такой отпуск по
желанию работника в течение 6 месяцев после рождения, его оплата может быть
предусмотрена коллективным договором, локальным актом нанимателя.
В июне 2023 г. Советом
Республики Национального Собрания Республики Беларусь одобрены изменения в Трудовой
кодекс, которые расширяют возможности для совмещения работы и родительства(законопроект вступит в силу с 1 января 2024 г.).
Справочно:
В частности, по желанию многодетного родителя
по согласованию с нанимателем, если это не препятствует нормальной деятельности
организации, вместо одного свободного от работы дня в неделю предоставляется возможность работать с
сокращением ежедневной продолжительности работы (смены) на один час с сохранением заработной
платы.
Государственная поддержка
родителям предоставляется
не только в период воспитания детей, но
и в дальнейшем – в пенсионный
период.
Периоды, когда один из
родителей ухаживал за детьми в возрасте до 3 лет и не работал, включаются в
общий трудовой стаж, который влияет на размер пенсии (суммарно до 12 лет).
Женщинам с четырьмя детьми
для назначения пенсии снижены требования к страховому стажу – до 10 лет работы
с уплатой взносов.
Женщине с пятью детьми
пенсия назначается на пять лет раньше общего пенсионного возраста (если женщина
не менее 10 лет работала в производстве сельскохозяйственной продукции такая
пенсия назначается независимо от возраста). При этом для них требования к
страховому стажу снижены до 5 лет.
В республике создана и функционирует Национальная комиссия по правам ребенка (в г.Минске и каждом областном центре
работают уполномоченные Национальной
комиссии и общественные приемные), основной целью деятельности которой
является осуществление и совершенствование государственной политики по
обеспечению защиты прав и законных интересов детей.
Справочно:
В течение последних трех лет в ходе заседаний Национальной комиссии
особое внимание уделялось вопросам сохранения здоровья и жизни детей, защиты их
прав и законных интересов, противодействия насилию в отношении детей, защиты
детей и молодежи от наркоторговли и потребления наркотиков, профилактики
суицидо-опасного поведения детей и молодежи, совершенствования социальной
политики и механизмов поддержки детства, укрепления семьи.
Труд материнства высоко ценится на государственном уровне.
Женщины, родившие и воспитавшие пять и
более детей, награждаются высокой государственной наградой – орденом
Матери.
Справочно:
Уже в текущем году ее удостоены более 200
женщин, всего за период с 1996 года орденом Матери награждено 13 тыс. женщин.
При этом при награждении орденом Матери предоставляется единовременная денежная
выплата в размере 5 БПМ.
Целенаправленная политика
поддержки семей с детьми с фокусом на многодетные семьи дает ощутимые
результаты.
Справочно:
На 1 июня 2023 г. в Беларуси проживает более
122 тыс. многодетных семей. Наибольшее количество (80,4%) – это семьи с тремя
детьми, 14,3% – с четырьмя, 5,3% – с
пятью и более детьми.
В Республике Беларусь сформирована государственная политика по реализации
права каждого ребенка на жизнь и воспитание в семье. Вместе с тем на
сегодняшний день в Беларуси порядка 19 тыс. детей, которые признаны находящимся
в социально опасном положении в 9 тыс. семей. Главная цель работы с такими
детьми – сохранить ребенка в родной семье, не допустить ухудшения ситуации,
оказать необходимую помощь.
5. Оптимизация внешних миграционных потоков
В условиях сокращения населения
путем естественного движения крайне актуальными остаются вопросы, связанные с
миграционными процессами. Миграция – это возможность не только стабилизировать
численность населения, но и удовлетворить потребности страны в трудовых
ресурсах, а также сэкономить средства на образовании и профессиональной
подготовке кадров. Неслучайно многие страны Евросоюза ведут активную политику,
направленную на привлечение квалифицированных трудовых ресурсов из государств
Восточной Европы, в том числе Беларуси.
Справочно:
По информации Министерства внутренних дел, в 2022 году в Беларуси
трудились 11071 иностранных граждан. Основное количество въехавших в нашу
страну на работу иностранцев составили граждане Российской Федерации – 3080,
Китая – 2018, Украины – 1265 и Туркменистана – 808.
Всего по состоянию на 1 января 2023 г. на учете в территориальных
органах внутренних дел состояло более 215 тыс. иностранцев, в том числе более
45 тыс., имеющих разрешение на временное проживание, из них 19 тыс. прибывших
на учебу и более
8,5 тыс. – для осуществления трудовой деятельности, а также более 169 тыс.
постоянно проживающих.
В области регулирования миграции приняты
решения по созданию в отношении высококвалифицированных иностранных
специалистов отдельных преференций, способствующих их более активному
вовлечению в белорусскую экономику. Так, ряд новаций содержит, вступившая в
силу с 1 июля 2023 г., новая редакция закона ”О внешней трудовой миграции“:
отменяется разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, выдаваемое
раньше МВД тем субъектам хозяйствования, которые массово приглашали рабочих из
других стран – от 10 человек и выше. Новации закона затронули и иностранных
граждан, получивших высшее образование и планирующих трудоустраиваться в нашей
стране – для них отменено соответствующее требование по получению специального
разрешения. Это дает возможность формировать положительное миграционное сальдо
за счет иностранцев, фактически интегрированных в белорусское общество и
заполнять квалифицированными кадрами определенные ниши в отдельных секторах
экономики.
При этом на данный момент анализ
рынка труда Беларуси показывает, что в стране не хватает работников по
некоторым специальностям, где требуются не высококвалифицированные специалисты,
а рабочие кадры с определенными навыками (сельское хозяйство, строительство,
сфера обслуживания). Мигранты смогут занять должности, пользующиеся малым
спросом у жителей Беларуси. Тем самым это будет выгодно для нашей страны как с
экономической (на подготовку необходимых местных кадров требуется время и
средства), так и с демографической точек зрения.
Также одним из способов увеличения
миграционного прироста страны является тесное сотрудничество и взаимодействие с
белорусской диаспорой. Так как в ее число входят и эмигрировавшие студенты, и
высококвалифицированные специалисты – потенциальное возвращение белорусов
представляется значимым человеческим и трудовым ресурсом для демографического
развития страны.
6. Формирование ценностей семьи, брака, материнства и отцовства
Предоставление
льгот и гарантий семьям с детьми, безусловно, очень важно. Но без прочного
духовно-нравственного фундамента семья не может быть устойчивой.
С 1996
года в нашей стране празднуют День
матери (14 октября).
С 1998
года – День семьи (15 мая).
В 2022
году Указом Главы государства учрежден новый праздничный день – День отца (21 октября). Тем самым
подчеркнута значимость роли отца в создании крепкой семьи, счастливого детства.
Сегодня как никогда необходима
целенаправленная пропаганда и утверждение, особенно в молодежной среде,
ценности брака и семьи с детьми, повышение престижа материнства и отцовства.
В этих
целях в учреждениях образования реализуются:
учебные программы факультативных занятий для учеников
9-10 классов школ ”Основы семейной жизни“,
направленные на формирование у обучающихся ценностного отношения к институту
брака и семьи;
республиканский проект ”Родительский
университет“
(с
2020/2021 учебного года). Его цель – совершенствование
деятельности педагогических коллективов учреждений общего среднего образования
по оказанию социально-педагогической поддержки и психологической помощи семьям
в воспитании детей. Основная задача – формирование родительских компетенций и
культуры семейных отношений, повышение родительской ответственности за
воспитание детей;
Справочно:
Программы
педагогического просвещения родителей реализуются в 2,8 тыс. учреждениях общего
среднего образования, участие приняли порядка 975 тыс. родителей.
В целях
укрепления духовно-нравственных основ семьи, возрождения и пропаганды семейных
ценностей и традиций с 2012 года
проводится республиканский конкурс ”Семья года“. С каждым годом число его
участников увеличивается – в пятом республиканском конкурсе, состоявшемся в
2022 году, участие приняли более 500 семей из всех регионов страны.
В 2023
году организован региональный фестиваль ”Семьи
за мир и созидание!“, приуроченный к празднованию Дня семьи. Участие в ”семейном
движении“ приняли порядка 16 тыс. семей
(более 50 тыс. участников).
В ряду
мероприятий по повышению престижа семьи– республиканский конкурс среди печатных
и электронных средств массовой информации ”Крепка семья – крепка держава“, республиканский фотоконкурс ”Счастливая
семья“, телевизионный проект ”Родные
люди“.
7. Место Беларуси в международных
рейтингах по вопросам демографии
Меры по улучшению демографической
ситуации, предпринимаемые в Республике Беларусь, – залог для последующего
динамичного развития страны. Это подтверждается достаточно высокими позициями
нашей страны в соответствующих рейтингах.
Согласно подготовленному
агентством финансово-экономической информации Bloomberg рейтингу стран мира по эффективности системы здравоохранения – 2020 (Bloomberg Health Care Efficiency – 2020),Беларусь поднялась с 49 места в 2018 году на 47 место в 2020 году среди 57 стран, опережая, в том числе,
Россию (54), США (55), Болгарию (56).
Одновременно в 2020 году агентство
Bloomberg применило новую методику составления рейтинга (включает влияние Covid-19 на смертность, а также валовой внутренний
продукт в 57 крупнейших экономиках мира). В соответствии с новыми
критериями Беларусь заняла 35 место
в мире, опережая, в том числе, Бельгию (36), Великобританию (41), Германию
(46), Россию (53), США (55).
По данным, опубликованным
американским журналом CEOWorld Magazine в рейтинге
стран с лучшими системами здравоохранения (Countries With The Best Health Care Systems – 2021), в 2021 году Беларусь заняла 57 место из 89, обойдя
Россию (58), Болгарию (67), Кипр (76), Сербию (77).
Согласно рейтингу лучших стран мира для рождения ребенка (World’s Best
Countries For A Child To Be Born) того же издания в 2020 году Беларусь заняла 40 место из 180 стран,
опережая, в том числе, Латвию (42), Казахстан (58), Грузию (75), Россию (78),
Китай (96).
По опубликованному Институтом
показателей и оценки здоровья Вашингтонского университета (Institute for Health Metrics and Evaluation) индексу ЦУР охвата основными
услугами здравоохранения (Coverage of
essential health services, as defined by the UHC service coverage index) в
2021 году Беларусь заняла 54 местоиз 204 стран, опережая, в том числе, Россию (63), Армению (62), Румынию (60).
По показателю младенческой смертности (Child
Mortality Report –2022) Беларусь по итогам 2021 года (в 2021 году – 2,7
на 1 тыс. родившихся живыми; в 2020 году – 2,9 на 1 тыс.) входит в top-10 из 236 стран с наиболее низкими показателями
(делит 10 место с Норвегией), опережая, в том числе, Израиль (26 место), Польшу
(33), Францию (37), Россию (40), Великобританию (38), США (60).
По показателю перинатальной смертности (от 23 недель внутриутробной
жизни плода до 7 дней после рождения) Беларусь по итогам 2019
года (в 2019 году 3 на 1 тыс. родившихся живыми; в 2018 году –
2,7 на 1 тыс.) входит в top-15из 53 стран, опережая, в том числе, Польшу (3,3), Россию (4,9), Германию (6,7),
Казахстан (7,0).
По показателю неонатальной смертности (количество детей, которые
умерли в первые 28 дней после рождения) Беларусь по
итогам 2020 года (в 2020 году 0,9 на 1
тыс. родившихся) входит в top-5 из
53 стран, опережая, в том числе, Россию (2,0), Германию (2,2), США (3,3).
Согласно рейтингу счастливого детства (End
of Childhood Index Ranking – 2021), подготовленному международной
неправительственной организацией Save the Children, Беларусь поднялась с 40 места в 2020 году на 35 место в 2021 году среди 186 стран, опережая, в том числе,
Россию (37), США (43), Китай (45), Казахстан (49).
****
Государство
предпринимает сегодня последовательные меры по обеспечению охраны здоровья и
демографической безопасности:
содействие укреплению
репродуктивного здоровья, формированию культуры здорового образа жизни белорусов;
совершенствование
системы поддержки семей с детьми, улучшение условий их жизнедеятельности,
укрепление института семьи;
охрана и
восстановление репродуктивного здоровья населения,
в том числе увеличение объемов оказания медицинской помощи по лечению бесплодия
с использованием современных вспомогательных репродуктивных технологий;
повышение
качества информационной работы по укреплению института семьи и семейных ценностей;
создание
условий для воспитания в семьях детей-инвалидов,
в том числе из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей;
внедрение
в учреждениях общего среднего образования родительских университетов и
обеспечение подготовки к семейной жизни обучающихся;
создание
условий для снижения смертности от внешних причин;
оптимизация
законодательства, направленная на повышение миграционной привлекательности
Беларуси.