В век информационных технологий, когда нужно так много знать и все успеть, а времени катастрофически не хватает, преимущества различных сервисов очевидны. Это доступность, дистанционность, экономия времени и проста в использовании.
Ознакомится с электронными сервисами, предоставляемыми налоговыми органами, плательщики могут на официальном интернет-сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь nalog.gov.by., на главную страницу которого вынесен электронный сервис «Личный кабинет плательщика».
Наиболее востребованными сервисами на портале Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь традиционно являются подача налоговой отчетности в виде налоговых деклараций, бухгалтерских отчетов, балансов, а также направление в виде электронного документа заявлений по административным процедурам и запросов на разъяснение норм применения налогового законодательства. Востребованным является также сервис "Личный кабинет плательщика".
Личный кабинет –это инструмент, созданный для того, чтобы в режиме реального времени:
- подать заявку на получение документов;
- заполнить и представить в налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган;
- просмотреть поданные в налоговый орган налоговые декларации;
- подать заявление на осуществление административных процедур в электронном виде;
-посмотреть ранее поданные заявления;
- работать с документами ЕАЭС;
- уплатить налоги для плательщиков, использующих интернет-банкинг ОАО "АСБ Беларусбанк", ОАО "Белгазпромбанк", ЗАО "Альфа-Банк", ОАО "Белинвестбанк", "Приорбанк" ОАО, ОАО "Технобанк", ОАО "Белагропромбанк";
- записаться на личный прием к руководству инспекции;
- посмотреть инициативные документы, поступившие из налогового органа и др.
Как подключиться к личному кабинету?
Доступ к сервису «Личный кабинет плательщика» осуществляется одним из существующих способов:
С помощью логина и пароля. Получить логин и пароль можно лично в любой инспекции, независимо от места постановки на учет. При обращении в инспекцию при себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность.
С помощью ключа электронной цифровой подписи (далее - ЭЦП). Сертификат открытого ключа проверки электронной цифровой подписи выдается удостоверяющим центром, аккредитованным в Государственной системе управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь и храниться на USB-ключе.
Многие организации и индивидуальные предприниматели на сегодняшний день, взаимодействуют с налоговыми органами в режиме онлайн, подключаясь к системе электронного декларирования EDeclaration - приложение "Автоматизированное рабочее место Плательщика" (далее - EDeclaration).
EDeclaration позволяет создавать и направлять всю необходимую налоговую отчетность в электронном виде в налоговые органы. Днем подачи электронной декларации является дата ее приема, зафиксированная с помощью указанного программного средства.
Также в EDeclaration можно создавать регистры, которые будут использоваться для заполнения электронных деклараций, такие как:
- регистр УСН (УСН);
- регистр налоговых вычетов (НДС);
- регистр оборотов по реализации товаров, работ и услуг (НДС);
- регистр используемых земельных участков (земельный налог);
- регистр для расчета суммы арендной платы (земельный налог);
- регистр доходов от реализации (налог на прибыль);
- регистр расходов (налог на прибыль);
- регистр внереализационных расходов (налог на прибыль);
- регистр доходов от внереализационных операций (налог на прибыль);
- регистр налогов и сборов, уплачиваемых из выручки (налог на прибыль);
- регистр отчислений в инновационный фонд (налог на прибыль);
- и др.
Кроме того, EDeclaration содержит перечень справочников - это общая информация, которая может понадобиться для заполнения налоговых деклараций. В частности, справочники по видам деятельности, видам валют, размерам базовой величины, льготам, ставкам по налогам, категорий земель, условий применения УСН, справочник инспекций и др.
Помимо подачи налоговых деклараций в электронном виде EDeclaration позволяет также направлять в налоговый орган такие документы, как:
- заявление о зачете (возврате) излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов;
- заявление о возврате разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
- уведомление о переходе на УСН;
- заявление о зачете сумм налогов, сборов (пошлин), пеней в счет исполнения налогового обязательства иного лица, уплаты начисленных такому лицу пеней;
- заявление о переносе срока проведения плановой проверки;
- перечень дебиторов и др.
Можно также направлять письменные запросы (в т.ч. с приложением электронных копий документов) о разъяснении норм законодательства, запрашивать выписки из лицевых счетов и др.
Посредством EDeclaration можно проверить, получен ли налоговым органом отправленный электронный документ, а также принята ли инспектором декларация. Созданные электронные документы, принятые инспектором налоговые декларации, а также полученные ответы налогового органа можно просматривать в формате PDF, сохранять на машинный носитель, а также распечатывать, в т.ч. с отображением электронных подписей.
Подключение к системе электронного декларирования дает возможность отправлять также отчеты в Белгосстрах, ФСЗН, органы государственной статистики и взаимодействовать с Министерством юстиции Республики Беларусь.
Как подключиться к электронному декларированию
Чтобы подключить систему электронного декларирования, организации или индивидуальному предпринимателю нужно зарегистрироваться в качестве потребителя республиканского удостоверяющего центра Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь (далее - РУЦ ГосСУОК).
Для этого можно обратиться непосредственно в Удостоверяющий центр инфраструктуры открытых ключей (г. Брест, ул. Малая, 2,тел. 29-18-23, 29-18-24)