При приеме на работу запрещается
отказывать женщинам в заключении трудового договора или снижать им заработную
плату по мотивам беременности или наличия детей в возрасте до 3 лет. Это
правило распространяется также и на одиноких родителей, воспитывающих детей в
возрасте до 14 лет (детей с инвалидностью до 18 лет).
В случае принятия решения об
отказе в приеме на работу оно должно быть мотивированными и может быть
обжаловано в суде.
На период нахождения в отпуске по
беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3
лет за работником сохраняется рабочее место. Если срок действия контракта
заканчивается в это время, наниматель обязан его продлить (с согласия
работника) как минимум до окончания отпуска. После окончания отпуска по уходу
за ребенком до достижения им возраста 3 лет обеспечивается защита занятости
матери до достижения ребенком 5 лет.
Гарантируется недопущение
расторжения трудового договора по инициативе нанимателя с беременной женщиной,
матерью, воспитывающей ребенка в возрасте до 3 лет. Это распространяется на
такие случаи, как:
· сокращение численности или штата работников;
· несоответствие работника занимаемой должности
служащего (профессии рабочего) или выполняемой работе по состоянию здоровья или
недостаточной квалификации;
· длительное отсутствие на работе из-за болезни –
более четырех месяцев подряд.
Аналогичный подход применяется в
отношении одиноких женщин с более взрослым ребенком – в возрасте от 3 до 14
лет, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет.
При желании женщины, ожидающей
рождения ребенка или воспитывающей ребенка до 14 лет, наниматель обязан пойти
ей навстречу и установить неполный рабочий день или неделю.
Работники с ребенком в возрасте
до 16 лет (ребенком-инвалидом – до 18 лет) обладают преимущественным правом на
заключение трудового договора о выполнении работы на дому.
Трудовым законодательством
предусмотрена возможность дополнительных свободных дней для женщин,
воспитывающих:
· ребенка с инвалидностью до 18 лет –
дополнительный свободный от работы день в месяц с оплатой в размере среднего
дневного заработка за счет средств государственного внебюджетного фонда
социальной защиты населения;
· троих и более детей до 16 лет либо ребенка с
инвалидностью до 18 лет – дополнительный выходной день в неделю с оплатой в
размере среднего дневного заработка за счет средств нанимателя. С 1 января 2024
г. вместо свободного дня может быть сокращен рабочий день (рабочая смена) на
один час;
· двоих детей до 16 лет – дополнительный свободный
от работы день в месяц. Оплата такого дня может предусматриваться в
коллективном договоре или локальном акте нанимателя.
Развитие условий
для совмещения профессиональных и семейных обязанностей
43,8 % занятых в экономике женщин
имеют несовершеннолетних детей (57 % – одного ребенка, 33 % – двоих детей, 10 %
– троих и более детей).
На содействие равному участию
родителей в воспитании детей направлены нормы Трудового кодекса по
предоставлению отпуска по уходу за ребенком работающему отцу, если мать выходит
на работу или учебу. При этом на отца, находящегося в отпуске по уходу за
ребенком до достижения им возраста трех лет, распространяются те же гарантии,
что и на мать.
Для расширения возможностей
совмещения профессиональных и родительских функций, вовлечения отцов в
воспитание детей в Трудовой кодекс внесен ряд изменений:
· предоставлено право отцам на отпуск при рождении
ребенка (сроком до 14 календарных дней в течение 6 месяцев после рождения
ребенка);
· для женщин, имеющих детей в возрасте до трех
лет, снят запрет на привлечение их к сверхурочным работам, направление в
служебную командировку;
· предусмотрено выполнение работы дистанционно;
· учтены потребности родителей в гибких графиках
работы.
В создание благоприятных условий
для работающих родителей вовлекаются наниматели и профсоюзы, предусматривая в
коллективных договорах более широкий перечень гарантий для своих работников.
Реализация
механизмов реинтеграции женщин на рынке труда
В целях повышения
конкурентоспособности безработных женщин на рынке труда организуется их
бесплатное обучение в виде подготовки, профессиональной подготовки,
переподготовки, повышения квалификации или освоения содержания образовательной
программы обучающих курсов.
Благодаря принимаемым мерам
численность безработных снижается. По данным обследования домашних хозяйств в
2024 году численность безработных составила 150,4 тыс. человек, что на 27 %
меньше, чем в 2020 году. В общей численности безработных женщины составили 41,3
%.
На протяжении ряда лет уровень
фактической женской безработицы ниже, чем мужской. В 2024 году уровень женской
безработицы составил 2,7 %, мужской – 2,8 % (в 2020 году – 3,3 % и 4,8 %
соответственно).
Востребованным механизмом для
развития женского предпринимательства является выделение государством
безвозмездных субсидий.
За последние три года (2022–2024)
субсидии предоставлены 1,3 тыс. женщин (почти 50 % от общего количества
получивших субсидию), из них в 2024 году субсидию получили 385 женщин (46,3 %).
Размер субсидии составляет:
· 11 бюджетов прожиточного минимума (с 1 февраля
2025 г. – 4 924,04 рубля),
· 15 БПМ (6 714,6 рубля) – для сельской местности.
Дополнительные гарантии
матерям при выходе на пенсию
Общий пенсионный возраст для
женщин, на 5 лет ниже, чем для мужчин (58 лет / 63 года).
Периоды ухода за детьми в
возрасте до 3 лет включаются в стаж (до 12 лет в общей сложности) и учитываются
при определении размера пенсии.
Женщинам с 4 детьми минимальный
страховой стаж с 01.01.2025 снижен с 10 лет до 5 лет (общее требование с 2025
года – не менее 20 лет).
Женщинам с 5 и более детьми
пенсия назначается на 5 лет ранее общего пенсионного возраста (в 53 года) и при
пониженном страховом стаже – 5 лет (более 22 тыс. женщин воспользовались
гарантией).
Матерям с 9 и более детьми,
имеющим государственные награды, устанавливается пенсия за особые заслуги (425
женщинам).
Социальная защита материнства и
детства обеспечивается через предоставление:
· государственных пособий при рождении и воспитании
детей;
· семейного капитала при рождении третьего либо
последующего ребенка;
· адресной социальной помощи и социальных услуг;
· гарантий в сфере трудовых отношений;