Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Главная // Экономика // Налоговая служба
13/03/2020 08:03

В зависимости от вида расходов, понесенных при строительстве либо приобретении на территории Республики Беларусь одноквартирного жилого дома или квартиры предусматривается имущественный налоговый вычет в соответствии со статьей 211 Налогового кодекса Республики Беларусь, (далее – Кодекс).

Воспользовавшись правом на имущественный налоговый вычет, плательщики подоходного налога могут уменьшить облагаемый подоходным налогом доход.

Подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 211 Кодекса установлено, что при определении размера налоговой базы подоходного налога с физических лиц в соответствии с пунктами 3,4 и 9 статьи 199 Кодекса физическое лицо, состоящее на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий или состоявшее на таком учете на момент заключения кредитного договора или договора займа, имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных им расходов:

на строительство либо приобретение на территории Республики Беларусь одноквартирного жилого дома или квартиры;

на погашение (возврат) кредитов банков, займов, полученных от белорусских организаций или белорусских индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним), израсходованных на такое строительство либо приобретение жилья.

Обращаем внимание, что имущественный налоговый вычет не предоставляется по суммам вышеперечисленных расходов, оплата которых производится за счет средств семейного капитала, установленного Указом Президента Республики Беларусь от 09.12.2014 № 572 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, воспитывающих детей» и Указом Президента Республики Беларусь от 18.09.2019 № 345 «О семейном капитале», так как его выплата производится из средств республиканского бюджета в рамках мер государственной поддержки многодетных семей.

Таким образом, имущественный налоговый вычет, предоставляется физическому лицу только в части расходов, которые были произведены им за счет собственных средств.
13/03/2020 08:03

При осуществлении контрольной (надзорной) деятельности налоговыми органами приоритетным направлением является использование мер профилактического и предупредительного характера.

Указом Президента Республики Беларусь от 26.07.2012 №332 «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» впервые введена новая форма контрольной (надзорной) деятельности - мониторинг.

Основная цель мониторинга - создание партнерских взаимоотношений налоговых органов и плательщиков путем своевременного реагирования и предупреждения действий (операций), которые могут привести к нарушениям налогового и иного законодательства, контроль за выполнением которого осуществляется налоговым органом.

Мониторинг носит в большей степени профилактический характер, нежели карательный.

Если в процессе мониторинга выявляются нарушения, контролирующий орган вправе дать субъекту хозяйствования письменные рекомендации и возможность исправить нарушение, не применяя штрафные санкции. И только в случае невыполнения этих рекомендаций в рамках мониторинга могут быть применены меры административной ответственности. То есть такая форма контроля дает возможность субъектам хозяйствования исправить нарушения и совершенно законно избежать санкций.

Инспекцией МНС по Брестскому району за 2019 год проведены мониторинги у 49 субъектов хозяйствования, в том числе: индивидуальных предпринимателей -29, организаций- 20.

В ходе проведения мониторинга выявлены нарушения у 24 субъектов. По результатам мониторинга 37 субъектам хозяйствования инспекцией направлены рекомендации по устранению выявленных нарушений.

Таким образом, мониторинг направлен не на то, чтобы поймать кого-то за руку и наказать, а на то, чтобы контролировать соблюдение законодательства, взаимодействуя с субъектами предпринимательской деятельности. Другими словами, мониторинг это не слежка, а диалог государства с бизнес-сообществом в виде рекомендаций. При этом главная задача - добиться исполнения налоговых обязательств в полном объеме.

05/03/2020 06:03
Если Вы намерены торговать цветами
14/02/2020 06:02
Изменения в налоге на прибыль на 2020 год
10/02/2020 06:02

В зависимости от условий обучения студентов в вузах для их родителей предусматриваются социальный налоговый вычет в соответствии со статьей 210 Налогового кодекса Республики Беларусь.

Воспользовавшись правом на социальный налоговый вычет, плательщики подоходного налога могут уменьшить облагаемый подоходным налогом доход.

Получение платного образования дает студенту (если он состоит в трудовых отношениях) либо его близким родственникам право на применение такого вычета.

К лицам, состоящим в отношениях близкого родства, относятся родители (усыновители), дети (в том числе усыновленные, удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, прадед, прабабка, правнуки, супруг.

Обязательным условием предоставления данного вычета является получение студентом первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования в вузах Республики Беларусь.

К вычету принимаются расходы за обучение и суммы, направленные на погашение кредитов (займов), фактически израсходованных на получение обучения.

Социальный вычет предоставляется в сумме, уплаченной в течение налогового периода (календарного года) за обучение.

Чтобы воспользоваться социальным налоговым вычетом, необходимо представить перечень документов организации, являющейся местом основной работы и источником выплаты доходов плательщику - в течение календарного года, налоговому органу - по окончании календарного года.

Начало действия вычета - с месяца осуществления расходов по уплате за обучение; погашение кредита (займа), израсходованного на получение образования.

Если в текущем календарном году социальный вычет на обучение не применялся или использовался не полностью, то неиспользованные суммы переносятся на последующие годы до полного их использования.

Социальным вычетом можно воспользоваться в ситуации, когда лицо, обучавшееся за счет средств бюджета, отказывается от распределения и возмещает (само или его супруг (супруга), близкие родственники, опекуны или попечители) средства, затраченные государством на подготовку специалиста.

Не принимаются к вычету суммы, уплаченные за:

- пересдачу зачетов, экзаменов, курсовых работ и т.п.;

- дополнительные услуги, которые оказывают учреждения образования на основании договоров об оказании дополнительных услуг, т.е. услуг, оказываемых дополнительно сверх учебной программы, предусмотренной договором на подготовку специалиста (рабочего, служащего) на платной основе (например, на основании договора на оказание услуг по обучению дополнительному иностранному языку).

Социальный вычет предоставляется на основании следующих документов:

справки (ее копии) учреждения образования Республики Беларусь, подтверждающей, что плательщик или его близкий родственник, его подопечный является (являлся) обучающимся учреждения образования и получает (получал) первое высшее, первое среднее специальное или первое профессионально-техническое образование, с указанием периода получения образования;

копии договора о подготовке специалиста (рабочего, служащего) на платной основе, заключенного с учреждением образования Республики Беларусь;

копии приказа (выписки из него) руководителя учреждения образования Республики Беларусь о стоимости обучения (ее изменении) за соответствующий период обучения - в случае отсутствия стоимости обучения в договоре о подготовке специалиста (рабочего, служащего) на платной основе;

копий свидетельства о заключении брака, свидетельства о рождении ребенка (детей), документов, подтверждающих степень близкого родства, выписки из решения органов опеки и попечительства - при осуществлении расходов на получение образования соответственно лиц, состоящих в отношениях близкого родства, подопечных, в том числе бывших ранее подопечными;

документов, подтверждающих фактическую оплату услуг в сфере образования, погашение (возврат) кредитов, займов (включая проценты по ним);

копии кредитного договора - при получении кредитов банков на оплату первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования;

копии договора займа - при получении заемных средств от белорусских организаций или белорусских индивидуальных предпринимателей;

справки о доходах физических лиц по установленной форме, иных документов, подтверждающих получение дохода, - при предоставлении социального налогового вычета налоговым органом.
10/02/2020 06:02

C 1 января увеличены размеры стандартных налоговых вычетов.

Так, стандартный налоговый вычет предоставляется в размере 117 рублей в месяц при получении дохода не более 709 рублей в месяц.

Стандартный налоговый вычет на ребенка до 18 лет и каждого иждивенца предоставляется в размере 34 рубля в месяц.

Вычет, предоставляется вдове (вдовцу), одинокому родителю, опекуну или попечителю в размере 65 рублей в месяц на каждого ребенка до 18 лет и каждого иждивенца.

Родителям, имеющим 2 и более детей в возрасте до 18 лет или детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, вычет предоставляется в размере 65 рублей на каждого ребенка в месяц.

Стандартный налоговый вычет предоставляется инвалидам I – II группы, инвалидам с детства, «афганцам», отдельным категориям «чернобыльцев» и др. (указанным в п.п.1.3 ст.209 Налогового Кодекса РБ) в размере 165 рублей в месяц.

10/02/2020 06:02

Электронный счет-фактура (далее – ЭСЧФ) – обязательный электронный документ для всех плательщиков НДС. Он служит основанием для принятия плательщиком сумм НДС к вычету и является источником сведений об исчисленных и (или) подлежащих вычету суммах НДС, представляемых в налоговые органы.

ЭСЧФ создается только в электронном виде и участвует в электронном документообороте между продавцами и покупателями, осуществляемом через Портал электронных счетов-фактур.

Обязанность выставления ЭСЧФ возникает у плательщика:

- по оборотам при реализации объектов, признаваемым объектом обложения НДС;

- по оборотам по реализации объектов, не признаваемым объектом обложения НДС, но подлежащим отражению в декларации по НДС;

- при ввозе товаров на территории РБ;

- при исчислении НДС при реализации на территории Беларуси объектов нерезидентами, не состоящими на учете в белорусских налоговых органах (по статье 114 Налогового Кодекса РБ (далее – НК);

- при передаче налоговых вычетов (по статье 133 НК);

- при предъявлении (выделении) сумм НДС покупателям объектов в порядке, установленном ст.130 НК;

- в иных случаях, установленных ст.131 НК.

Так, по результатам камерального контроля за 2019г. инспекцией в адрес субъектов хозяйствования направлено 414 уведомлений, из них 392 плательщика представили пояснения и уточненные налоговые декларации (расчеты). Сумма налогов к доплате составила 495141,6 руб. Уменьшена разница между общей суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и суммой налоговых вычетов в размере 1322852,5 руб.

Кроме того, 5 субъектов хозяйствования привлечены к административной ответственности по части 1 статьи 13.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях за не выставление (несвоевременное выставление) и не направление (несвоевременное направление) на Портал электронных счетов-фактур.

Инспекция МНС по Брестскому району призывает всех плательщиков самостоятельно проводить предварительный контроль, который позволит избежать отклонений при проведении камерального контроля декларации по НДС в сопоставлении с данными ЭСЧФ. Таким образом можно себя уберечь от получения уведомления из налоговой инспекции, а также от необходимости давать пояснения о причинах отклонений.
05/02/2020 08:02

Репетиторство - это консультативные услуги по отдельным учебным предметам и дисциплинам, образовательным областям, темам. Помощь в подготовке к централизованному тестированию также будет являться репетиторством (абз. 7 ст. 335 НК).

Занятия с репетитором подразумевают преодоление трудностей в изучении:

- учебных предметов;

- отдельных тем учебных программ по учебным предметам.

Задача репетитора - помочь лучше разобраться в изучаемом предмете, но не обучить новой дисциплине.

Для того чтобы работать репетитором без регистрации ИП:

- нужно подать письменное уведомление в налоговую инспекцию по месту жительства (т.е. по месту регистрации, указанному в паспорте) или уведомление через личный кабинет плательщика (п. 31 ст. 342 НК). В нем, в частности, необходимо указать:

- вид деятельности - репетиторство;

- период, в течение которого вы собираетесь заниматься репетиторством;

- место осуществления деятельности.

- уплатить единый налог не позднее дня, предшествующего дню начала осуществления деятельности (подп. 3.1.22 п. 3 ст. 337 НК, абз. 2 п. 4 ст. 343 НК).

Сумма единого налога для работы репетитором зависит:

- от вида деятельности (в вашем случае это услуги репетитора);

- места оказания услуг репетитора;

- наличия права на льготу.

Сумму единого налога для репетитора в вашей местности и реквизиты для ее уплаты можно уточнить в налоговой инспекции по месту жительства.

Справочная информация

Ставка единого налога для репетиторов, не зарегистрированных в качестве ИП, установлена в следующих размерах:

- в г. Бресте - 27,02 бел. руб. в месяц;

- в г. Барановичах и г. Пинске - 24,77 бел. руб. в месяц;

- в других населенных пунктах Брестской области (в т.ч. в г.Жабинка) - 21,39 бел. руб. в меся.;

Такую сумму нужно будет уплачивать независимо от того, сколько вы зарабатываете, и только за те месяцы, в которых занимаетесь репетиторством.

Как видим, работать репетитором легально и без регистрации в качестве ИП очень просто. Единый налог следует уплачивать лишь за те месяцы, в которых осуществляется деятельность. Вести учет полученных доходов, составлять и представлять отчетность в налоговый орган, приобретать и вести книгу учета проверок не нужно.

17/01/2020 14:01

В связи с внесением изменений в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 31.12.2008 N 208 "О бюджетной классификации Республики Беларусь" с 1 января 2020 года изменились назначения платежей при заполнении платежных документов на уплату подоходного налога с физических лиц, а именно:

- при уплате подоходного налога в фиксированных суммах (подоходный налог, уплачиваемый при получении доходов от сдачи внаем помещений) в назначении платежа указывается - 0107;

- при уплате подоходного налога с физических лиц, не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь, в назначении платежа указывается - 0105;

- при уплате подоходного налога с доходов, исчисленных исходя из сумм превышения расходов над доходами, в назначении платежа указывается - 0106.

А также введено новое назначение платежа:

5107 – штраф за нарушение правил остановки и стоянки транспортных средств, зафиксированных работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами.

Назначения платежей по иным налогам и штрафам, уплачиваемым физическими лицами, не изменились.

30/12/2019 12:12

Ликвидация субъекта хозяйствования – процесс многоэтапный, достаточно трудоемкий и нередко – длительный, в том числе в связи с необходимостью проведения проверки.

В настоящее время возможность провести ликвидацию без налоговой проверки у субъектов хозяйствования, принявших решение о ликвидации (прекращении деятельности), имеется, и её альтернативой является аудиторское заключение.

На какой стадии необходимо инициировать проведение аудиторской оценки? Какие нюансы имеются при ликвидации таким способом? Всегда ли аудиторское заключение заменяет проведение налоговой проверки?

Итак, субъект хозяйствования, принявший решение о ликвидации (прекращении деятельности), вправе для проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты обязательных платежей в бюджет заключить договор оказания аудиторских услуг по независимой оценке его деятельности.

Порядок оказания данных услуг определён постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 июля 2017 г. № 500 «О некоторых вопросах оказания аудиторами услуг по независимой оценке деятельности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при их ликвидации (прекращении деятельности)» (с изменениями и дополнениями).

Определиться в необходимости проведения аудиторской оценки субъекту хозяйствования необходимо на стадии принятия решении о ликвидации, учитывая при этом, что такую оценку вправе осуществлять только аудиторы (аудиторские организации), которые:

ü застраховали свою гражданскую ответственность за причинение вреда в результате оказания аудиторских услуг;

ü осуществляли аудиторскую деятельность не менее трех лет. Это требование касается: непосредственно их самих – при обращении к аудиторам – индивидуальным предпринимателям; работников в его штате (всех или нескольких) – при обращении к аудиторской организации.

Сведения об аудиторах (аудиторских организациях) для проведения аудиторской оценки размещены на сайте Министерства финансов Республики Беларусь (http://www.minfin.gov.by/ru/auditor_activities/infogroup/).

Заключить договор с аудиторской организацией (аудитором) следует до подачи в регистрирующий орган документов о ликвидации, что обусловлено необходимостью отражения в заявлении о ликвидации сведений о заключении такого договора.

По результатам оказания услуг по независимому аудиту составляются аудиторское заключение по установленной законодательством форме.

Соответственно, ускорить процесс ликвидации субъекта хозяйствования, избежав налоговой проверки, можно, если:

- заключить договор оказания аудиторских услуг по независимой оценке его деятельности с аудитором, который соответствует требованиям, установленным законодательством;

- направить в налоговый орган аудиторское заключение и отчет по результатам оказания услуг по независимой оценке в течение 20 рабочих дней со дня представления в регистрирующий орган заявления о ликвидации (прекращении деятельности) субъекта хозяйствования;

- внести в течение 30 рабочих дней со дня представления в регистрирующий орган заявления о ликвидации (прекращении деятельности) субъекта хозяйствования соответствующие изменения в бухгалтерскую (финансовую) отчетность, учет предпринимательской деятельности, учет доходов и расходов, применяемый при упрощенной системе налогообложения, и (или) налоговые декларации (расчеты), если в аудиторском заключении и (или) отчете указаны нарушения.

Обращаем внимание, что аудиторская оценка не означает однозначного избежания проверок со стороны государственных органов (организаций). Есть исчерпывающий перечень оснований, когда проверка назначается несмотря на осуществление аудиторской оценки (пункт 2 постановления № 500):

- в налоговом органе имеется информация, не соответствующая данным аудиторского заключения и (или) отчета, которая может повлиять на исполнение организацией обязательств перед бюджетом;

- в аудиторском заключении и (или) отчете указаны выявленные нарушения, которые в установленный срок не устранены, и в связи с ними не внесены соответствующие изменения в бухгалтерскую (финансовую) отчетность, учет доходов и расходов, применяемый при упрощенной системе налогообложения, и (или) налоговые декларации (расчеты);

- налоговым органом в периоде, установленном для проведения проверки при ликвидации, принимались решения без проведения выездной проверки о зачете и (или) возврате разницы между налоговыми вычетами и налогом на добавленную стоимость, исчисленным по реализации товаров (работ, услуг), на общую сумму более 3000 базовых величин.

При этом сумма зачета и (или) возврата разницы определяется исходя из размера базовой величины на дату подачи в регистрирующий орган заявления о ликвидации;

- услуга по независимой оценке деятельности ликвидируемой организации, оказанная аудиторской организацией или аудитором-индивидуальным предпринимателем, не соответствует установленным требованиям по ее оказанию.

Следует отметить, что субъект хозяйствования при наличии аудиторской оценки его деятельности может избежать не только налоговой проверки, но и мер административной ответственности по результатам такой проверки (при внесении исправлений в налоговую отчетность по результатам аудита).

К списку новостей