В связи с внесением изменений в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 31.12.2008 N 208 "О бюджетной классификации Республики Беларусь" с 1 января 2020 года изменились назначения платежей при заполнении платежных документов на уплату подоходного налога с физических лиц, а именно:
- при уплате подоходного налога в фиксированных суммах (подоходный налог, уплачиваемый при получении доходов от сдачи внаем помещений) в назначении платежа указывается - 0107;
- при уплате подоходного налога с физических лиц, не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь, в назначении платежа указывается - 0105;
- при уплате подоходного налога с доходов, исчисленных исходя из сумм превышения расходов над доходами, в назначении платежа указывается - 0106.
А также введено новое назначение платежа:
5107 – штраф за нарушение правил остановки и стоянки транспортных средств, зафиксированных работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами.
Назначения платежей по иным налогам и штрафам, уплачиваемым физическими лицами, не изменились.
Ликвидация субъекта хозяйствования – процесс многоэтапный, достаточно трудоемкий и нередко – длительный, в том числе в связи с необходимостью проведения проверки.
В настоящее время возможность провести ликвидацию без налоговой проверки у субъектов хозяйствования, принявших решение о ликвидации (прекращении деятельности), имеется, и её альтернативой является аудиторское заключение.
На какой стадии необходимо инициировать проведение аудиторской оценки? Какие нюансы имеются при ликвидации таким способом? Всегда ли аудиторское заключение заменяет проведение налоговой проверки?
Итак, субъект хозяйствования, принявший решение о ликвидации (прекращении деятельности), вправе для проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты обязательных платежей в бюджет заключить договор оказания аудиторских услуг по независимой оценке его деятельности.
Порядок оказания данных услуг определён постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 июля 2017 г. № 500 «О некоторых вопросах оказания аудиторами услуг по независимой оценке деятельности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при их ликвидации (прекращении деятельности)» (с изменениями и дополнениями).
Определиться в необходимости проведения аудиторской оценки субъекту хозяйствования необходимо на стадии принятия решении о ликвидации, учитывая при этом, что такую оценку вправе осуществлять только аудиторы (аудиторские организации), которые:
ü застраховали свою гражданскую ответственность за причинение вреда в результате оказания аудиторских услуг;
ü осуществляли аудиторскую деятельность не менее трех лет. Это требование касается: непосредственно их самих – при обращении к аудиторам – индивидуальным предпринимателям; работников в его штате (всех или нескольких) – при обращении к аудиторской организации.
Сведения об аудиторах (аудиторских организациях) для проведения аудиторской оценки размещены на сайте Министерства финансов Республики Беларусь (http://www.minfin.gov.by/ru/auditor_activities/infogroup/).
Заключить договор с аудиторской организацией (аудитором) следует до подачи в регистрирующий орган документов о ликвидации, что обусловлено необходимостью отражения в заявлении о ликвидации сведений о заключении такого договора.
По результатам оказания услуг по независимому аудиту составляются аудиторское заключение по установленной законодательством форме.
Соответственно, ускорить процесс ликвидации субъекта хозяйствования, избежав налоговой проверки, можно, если:
- заключить договор оказания аудиторских услуг по независимой оценке его деятельности с аудитором, который соответствует требованиям, установленным законодательством;
- направить в налоговый орган аудиторское заключение и отчет по результатам оказания услуг по независимой оценке в течение 20 рабочих дней со дня представления в регистрирующий орган заявления о ликвидации (прекращении деятельности) субъекта хозяйствования;
- внести в течение 30 рабочих дней со дня представления в регистрирующий орган заявления о ликвидации (прекращении деятельности) субъекта хозяйствования соответствующие изменения в бухгалтерскую (финансовую) отчетность, учет предпринимательской деятельности, учет доходов и расходов, применяемый при упрощенной системе налогообложения, и (или) налоговые декларации (расчеты), если в аудиторском заключении и (или) отчете указаны нарушения.
Обращаем внимание, что аудиторская оценка не означает однозначного избежания проверок со стороны государственных органов (организаций). Есть исчерпывающий перечень оснований, когда проверка назначается несмотря на осуществление аудиторской оценки (пункт 2 постановления № 500):
- в налоговом органе имеется информация, не соответствующая данным аудиторского заключения и (или) отчета, которая может повлиять на исполнение организацией обязательств перед бюджетом;
- в аудиторском заключении и (или) отчете указаны выявленные нарушения, которые в установленный срок не устранены, и в связи с ними не внесены соответствующие изменения в бухгалтерскую (финансовую) отчетность, учет доходов и расходов, применяемый при упрощенной системе налогообложения, и (или) налоговые декларации (расчеты);
- налоговым органом в периоде, установленном для проведения проверки при ликвидации, принимались решения без проведения выездной проверки о зачете и (или) возврате разницы между налоговыми вычетами и налогом на добавленную стоимость, исчисленным по реализации товаров (работ, услуг), на общую сумму более 3000 базовых величин.
При этом сумма зачета и (или) возврата разницы определяется исходя из размера базовой величины на дату подачи в регистрирующий орган заявления о ликвидации;
- услуга по независимой оценке деятельности ликвидируемой организации, оказанная аудиторской организацией или аудитором-индивидуальным предпринимателем, не соответствует установленным требованиям по ее оказанию.
Следует отметить, что субъект хозяйствования при наличии аудиторской оценки его деятельности может избежать не только налоговой проверки, но и мер административной ответственности по результатам такой проверки (при внесении исправлений в налоговую отчетность по результатам аудита).На применении льгот по единому налогу с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц в соответствии со статьей 340 Налогового кодекса Республики Беларусь имеют право следующие категории плательщиков:
- физические лица, впервые зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей в виде снижении ставки на 25 процентов в первые три месяца начиная с месяца, в котором индивидуальным предпринимателем начата предпринимательская деятельность, включая последний день месяца, в котором истекает право на льготу;
- плательщики - пенсионеры по возрасту в виде снижении ставки на 20 процентов начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло право на льготу на основании пенсионного удостоверения;
- плательщики-инвалиды в виде снижения ставки на 20 процентов начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло право на льготу, на основании удостоверения инвалида или пенсионного удостоверения, в котором указаны сведения о соответствующей группе инвалидности и сроке, на который она установлена;
- плательщики - родители (усыновители, удочерители) в многодетных семьях с тремя и более детьми в возрасте до восемнадцати лет в виде снижения ставки на 20 процентов начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло право на льготу, включая последний день месяца, в котором утрачено такое право, на основании документа, удостоверяющего личность, и удостоверения многодетной семьи;
- плательщики - родители (усыновители, удочерители), воспитывающих детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет в виде снижения ставки на 20 процентов начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло право на льготу, включая последний день месяца, в котором ребенок-инвалид достиг восемнадцатилетнего возраста, на основании документа, удостоверяющего личность, и удостоверения ребенка-инвалида;
- плательщики - родители (усыновители, удочерители), являющихся инвалидами I и II группы и воспитывающих несовершеннолетних детей и (или) детей, получающих образование в дневной форме получения образования, - на 100 процентов начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло право на льготу, включая последний день месяца, в котором утрачено такое право. Указанная льгота предоставляется при условии, что супруг (супруга) (при его (ее) наличии) плательщика также является инвалидом I или II группы. Льгота предоставляется на основании удостоверений инвалида или пенсионных удостоверений, в которых указаны сведения о соответствующей группе инвалидности, копии свидетельства о рождении ребенка и (или) справки (ее копии) о том, что ребенок является обучающимся и получает образование в дневной форме получения образования.
Документы, подтверждающие право на льготу по единому налогу, представляются индивидуальными предпринимателями одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по единому налогу за первый отчетный период налогового периода, в котором налоговая льгота была первоначально использована.
Существуют случаи когда индивидуальные предприниматели наряду с принятой основной системой налогообложения обязаны по отдельным доходам исчислять и уплачивать налоги с применением иного порядка налогообложения.
Так, к примеру, если индивидуальный предприниматель применяет упрощенную систему налогообложения у него возникает обязанность в исчислении налогов в общеустановленном порядке по следующим доходам:
- в отношении доходов, получаемых от коммерческих организаций, где индивидуальный предприниматель является физическим лицом - участником, собственником имущества коммерческих организаций (за исключением акционерных обществ);
- в отношении доходов, получаемых от коммерческих организаций, где индивидуальные предприниматели являются супругами, родителями (усыновителями, удочерителями), детьми (в том числе усыновленными, удочеренными) участников, собственников имущества коммерческих организаций (за исключением акционерных обществ).
В случае если индивидуальный предприниматель является плательщиком единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц ему следует помнить, что данная система налогообложения не может применяться при осуществлении:
- реализации товаров (работ, услуг) организациям и индивидуальным предпринимателям, за исключением продажи товаров, отнесенных к группам товаров, указанным в подпункте 1.2 пункта 1 статьи 337 Налогового Кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями), при осуществлении розничной торговли в порядке, установленном законодательством, а также при реализации товаров (работ, услуг) потребителям на основании договоров комиссии, поручения и иных аналогичных гражданско-правовых договоров;
- деятельности в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности).
В связи с вышеизложенным, индивидуальные предприниматели по различным видам доходов могут одновременно применять несколько систем налогообложения.
Порядок применения индивидуальными предпринимателями профессиональных налоговых вычетов определен статьей 205 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями, далее – НК).
Расходами индивидуальных предпринимателей признаются документально подтвержденные расходы, произведенные плательщиками и связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности.
При определении налоговой базы по подоходному налогу следуют учитывать следующее.
Индивидуальные предприниматели, учитывающие доходы от реализации по принципу оплаты, расходы, учитываемые при налогообложении в соответствии с положениями пунктов 21 - 30 статьи 205 НК признают расходами после их фактической оплаты, иного прекращения встречного обязательства перед продавцом.
При этом указанные расходы учитываются в составе расходов с учетом следующих особенностей:
- расходы на приобретение товаров, предназначенных для последующей реализации, сырья и (или) материалов, используемых при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), учитываются в пределах сумм, оплаченных за указанные товары, сырье, материалы. При этом суммы платы за указанные товары, сырье, материалы уменьшаются на стоимость товаров, сырья, материалов, использованных индивидуальным предпринимателем для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Расходы на приобретение указанных товаров, сырья, материалов, понесенные по окончании налогового периода, к которому они относятся, подлежат исключению из доходов в налоговом периоде, к которому они относятся (в котором получен доход);
- расходы на оплату труда учитываются в составе расходов на дату их фактической выплаты, выдачи;
- амортизация учитывается в составе расходов в суммах, начисленных за отчетный (налоговый) период.
Индивидуальные предприниматели, учитывающие доходы от реализации по принципу начисления, расходы, учитываемые при налогообложении в соответствии с положениями пунктов 21 - 30статьи 205 НК, признают расходами в том отчетном (налоговом) периоде, в котором получены соответствующие им доходы, независимо от даты проведения расчетов по ним.
При этом указанные расходы учитываются в составе расходов с учетом следующих особенностей:
- расходы, которые невозможно соотнести с доходами определенного отчетного периода, учитываются в составе расходов того отчетного периода, в котором они были произведены;
- работы (услуги) производственного характера учитываются на дату подписания индивидуальным предпринимателем акта приемки-передачи таких работ (услуг);
- расходы на оплату труда учитываются ежемесячно исходя из суммы начисленных в соответствии с пунктом 23 статьи 205 НК расходов на оплату труда;
- амортизация учитывается в составе расходов в суммах, начисленных за отчетный (налоговый) период;
- расходы на ремонт основных средств учитываются в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, вне зависимости от их оплаты;
- расходы на служебные командировки учитываются на дату составления авансового отчета.
Вместо произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, плательщики имеют право определить расходы в размере двадцать (20) процентов общей суммы подлежащих налогообложению доходов, полученных от осуществления ими предпринимательской деятельности.
При определении налоговой базы подоходного налога такие расходы не могут учитываться одновременно с расходами, подтвержденными документально.
Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Брестскому району напоминает, что с 2019 года изменился порядок подтверждения обоснованности применения ставки НДС в размере 0 процентов при оказании экспортируемых транспортных услуг.
Так, основанием для применения ставки НДС в размере 0 процентов является представление плательщиком в налоговый орган информации путем направления электронного счет-фактуры (далее-ЭСЧФ) с указанием в нем следующих сведений:
даты и номера договора, предусматривающего оказание экспортируемых транспортных услуг (для экспедиторов - даты и номера договора транспортной экспедиции);
даты и номера международного транспортного (товарно-транспортного документа) или иного международного документа (для экспедитора - даты номера заявки (задания или иного документа));
маршрута перевозки грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа (для экспедиторов - маршрута экспедирования грузов) (ч.6 п.2 ст.126 Налогового кодекса Республики Беларусь-далее –Налоговый кодекс). Маршрут перевозки (экспедирования) указывается в строке 31 ЭСЧФ «Дополнительные сведения» либо в графе 2 раздела 6 «данные по товарам (работам, услугам), имущественным правам».
Помимо этого, в ЭСЧФ в графе 3.2 «ОКЭД» раздела 6 «Данные по товарам (работам, услугам), имущественным правам» обязательно должен быть указан код вида экономической деятельности согласно общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утвержденному постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 5 декабря 2011 г. № 85 (п.п.26.2.2 п. 26 Инструкции о порядке создания (в том числе заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения электронного счета-фактуры, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 25.04.2016г. №15 (в редакции, действующей с 23.02.2019).
В отношении реализации экспортируемых транспортных услуг, обороты по реализации которых облагаются налогом на добавленную стоимость (далее-НДС) НДС по ставке в размере ноль (0) процентов, электронный счет-фактура (далее-ЭСЧФ) создается и направляется на Портал не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступил момент фактической реализации данных услуг (подп. 8.2 п. 8 ст. 131 Налогового кодекса).
При приобретении услуг у иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, необходимо учитывать, признается ли такая услуга объектом обложения налогом на доходы. Налоговым законодательством установлен закрытый перечень таких объектов. Если приобретаемая услуга указана в этом перечне, налог исчисляется, удерживается и перечисляется в бюджет налоговыми агентами.
Напомним, налоговыми агентами в данном случае признаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, начисляющие и (или) выплачивающие доход нерезиденту.
Если оказанная иностранной организацией услуга не поименована в перечне объектов, подлежащих обложению налогом на доходы, то исчислять налог не нужно.
Также налог на доходы не исчисляется, если иностранная организация осуществляет деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и налоговый агент получил об этом подтверждение, выданное налоговым органом в установленном порядке.
Для целей исчисления налога на доходы место реализации услуг не имеет значения.
Дата возникновения обязательств по уплате налога на доходы определяется как приходящийся на налоговый период день начисления иностранной организации дохода (платежа) в виде вознаграждения за оказанную услугу.
Днем начисления дохода является наиболее ранняя из следующих дат:
- дата отражения в бухгалтерском учете факта оказания услуги иностранной организацией;
- дата отражения в бухгалтерском учете факта выплаты налоговым агентом дохода иностранной организации за услугу (факта осуществления платежа, проведения зачета встречных однородных требований в зависимости от установленной сторонами договора формы расчета).
Отметим, что для налогового агента, использующего предоставленное им законодательными актами право не вести бухгалтерский учет (например, для белорусской организации, которая применяет упрощенную систему налогообложения и ведет книгу учета доходов и расходов), днем начисления дохода признается дата выплаты дохода иностранной организации (осуществления платежа, проведения зачета встречных однородных требований в зависимости от установленной сторонами договора формы расчета).
К доходам нерезидента от источников в Республике Беларусь относятся в том числе авансовые платежи.
Налоговой базой для целей исчисления налога в большинстве случаев является общая сумма доходов, причитающихся (выплачиваемых) иностранной организации.
Основными ставками налога на доходы являются:
6 процентов - по доходам, в виде платы за перевозку, фрахт, демередж и прочие платежи, возникающие при перевозках, в связи с осуществлением международных перевозок, а также платежи за оказание транспортно-экспедиционных услуг (за исключением услуг в области транспортно-экспедиционной деятельности при организации международных перевозок грузов морским транспортом);
10 процентов - по доходам от долговых обязательств любого вида независимо от способа их оформления;
12 процентов - по дивидендам и приравненные к ним доходы, а так же по доходам от отчуждения долей в уставном фонде (паев, акций) организаций, находящихся на территории Республики Беларусь, либо их части;
15 процентов - по другим доходам.
Налог на доходы исчисляется исходя из налоговой базы, умноженной на ставку налога.
Декларацию (расчет) по налогу на доходы налоговый агент представляет в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (кварталом), на который приходится дата возникновения обязательств по уплате налога на доходы. В том же месяце не позднее 22-го числа необходимо перечислить налог в бюджет.Согласно пункта 2 статьи 324 Налогового кодекса Республики Беларусь не вправе применять упрощенную систему:
организации и индивидуальные предприниматели:
- производящие подакцизные товары;
- реализующие (в том числе по договорам комиссии, поручения и иным аналогичным гражданско-правовым договорам) ювелирные и другие бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней;
- реализующие имущественные права на средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг (фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, географические указания и другое);
- являющиеся резидентами свободных (особых) экономических зон, специального туристско-рекреационного парка "Августовский канал", Парка высоких технологий, Китайско-Белорусского индустриального парка "Великий камень";
- сдающие в аренду (передающие в финансовую аренду (лизинг)), предоставляющие в иное возмездное или безвозмездное пользование капитальные строения (здания, сооружения), их части, не находящиеся у них на праве собственности (общей собственности), хозяйственного ведения, оперативного управления, если иное не установлено настоящим подпунктом.
Сдача в аренду (передача в финансовую аренду (лизинг)), предоставление в иное возмездное или безвозмездное пользование имущества, являющегося общей собственностью, лицом, управляющим этим имуществом, либо садоводческим товариществом (гаражным кооперативом, дачным кооперативом, кооперативом, осуществляющим эксплуатацию автомобильных стоянок), не лишает такие лицо, товарищество (кооператив) права применения упрощенной системы.
Положения части первой настоящего подпункта не распространяются на организации, зарегистрированные в установленном законодательством порядке в качестве научно-технологических парков, инкубаторов малого предпринимательства;
- являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности);
- осуществляющие операции (деятельность) с цифровыми знаками (токенами) по их приобретению (добыче, получению), отчуждению (передаче, размещению, использованию), иные чем отчуждение (приобретение) цифровых знаков (токенов) за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги и обмен их на иные цифровые знаки (токены).
А также организации, осуществляющие:
- лотерейную деятельность (организаторы лотереи);
- деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр;
- деятельность в сфере игорного бизнеса;
- риэлтерскую деятельность;
-страховую деятельность (страховые организации (страховщики)), посредническую деятельность по страхованию (страховые брокеры, страховые агенты);
- банковскую деятельность (банки);
организации, являющиеся:
- профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
- участниками холдинга;
- микрофинансовыми организациями;
- инвестиционными фондами, специализированными депозитариями инвестиционного фонда, управляющими организациями инвестиционного фонда;
- плательщиками единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции либо единого налога на вмененный доход;
- унитарные предприятия (за исключением унитарных предприятий некоммерческих организаций Республики Беларусь), собственником имущества которых являются юридическое лицо, Республика Беларусь либо ее административно-территориальная единица;
- коммерческие организации, более 25 процентов акций (долей в уставном фонде) которых принадлежит:
одной или в совокупности нескольким другим организациям (за исключением некоммерческих организаций Республики Беларусь);
Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице (административно-территориальным единицам).
Более подробную информацию можно получить в ИМНС по Брестскому району по адресу г. Брест, ул. Наганова,10 или по телефону 212483.В соответствии с пунктом 6 статьи 132 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее-НК) предъявленные плательщику суммы налога на добавленную стоимость при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав признаются налоговым вычетом в том отчетном периоде, на который приходится наиболее поздняя из следующих дат:
- дата отражения предъявленной суммы налога на добавленную стоимость в бухгалтерском учете по приобретенным, в том числе по безвозмездно полученным, товарам (работам, услугам), имущественным правам;
- дата отражения суммы налога на добавленную стоимость в книге покупок, если ведение книги покупок осуществляется плательщиком;
- дата подписания плательщиком электронно-цифровой подписью электронного счет -фактуры, являющегося основанием для вычета суммы налога на добавленную стоимость, либо одна из дат, выбранных плательщиком согласно части второй пункта 6 статьи 132 НК.
При подписании плательщиком электронной цифровой подписью электронных счетов -фактур:
не позднее даты представления налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость за отчетный период, в котором выполнены условия, установленные настоящей статьей для осуществления вычета сумм налога на добавленную стоимость, плательщик вправе произвести вычет сумм налога на добавленную стоимость за указанный отчетный период при условии, что дата совершения операции в электронном счете-фактуре приходится на этот же отчетный период;
после представления налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость за отчетный период, в котором выполнены условия, установленные настоящей статьей для осуществления вычета сумм налога на добавленную стоимость, и дата совершения операции в электронном счете-фактуре приходится на этот же отчетный период, плательщик вправе произвести вычет сумм налога на добавленную стоимость за тот отчетный период, срок представления налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость за который следует после подписания плательщиком электронной цифровой подписью электронных счетов-фактур (ч. 2 п. 6 ст. 132 НК).Роль некоммерческих организаций в жизни общества велика, поскольку именно они позволяют гражданам удовлетворять как материальные потребности, так и нематериальные. Некоммерческие организации обеспечивают реализацию и защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Организационно-правовые формы некоммерческих юридических лиц определяют статьи 46, 116 - 118, 120 и 121 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК). ГК предусматривает следующие организационные формы некоммерческих юридических лиц:
- потребительские кооперативы;
- общественные организации;
- религиозные организации;
- благотворительные или иные фонды;
- учреждения, ассоциации и союзы.
Как у любого субъекта хозяйствования, некоммерческие организации могут иметь обороты по реализации, как облагаемые, так и не облагаемые налогом на добавленную стоимость (далее - НДС).
Так, налоговая база НДС определяется исходя из всех поступлений плательщика, полученных им в денежной, натуральной и иных формах от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав. При этом при определении налоговой базы не учитываются полученные плательщиком средства, не связанные с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 4 и 5 ст. 120 Налогового кодекса Республики Беларусь, далее-НК).
Полученные некоммерческой организацией вступительные и членские взносы, установленные учредительными документами, не являются средствами, связанными с реализацией товаров, работ, услуг, имущественных прав, такие поступления не облагаются НДС.
Для целей исчисления НДС необходимо учитывать, что обороты по безвозмездной передаче членам некоммерческих организаций товаров (работ, услуг), приобретенных за счет членских взносов, а так же членам профсоюзной организации, являющимся работниками, состоящими в трудовых отношениях с нанимателем, товаров (работ, услуг), приобретенных за счет отчислений, получаемых профсоюзной организацией от нанимателя в соответствии с коллективным договором не признаются объектом налогообложения. Данная норма закреплена подпунктом 2.8 пункта 2 статьи 115 НК.
Обороты по безвозмездной передаче гражданам, не являющимся членами некоммерческих организаций, облагаются НДС в общеустановленном порядке.
Согласно п.п. 4.2 п.4 статьи 174 НК в состав доходов от внереализационных операций для целей налогообложения не включаются у бюджетных организаций, общественных и религиозных организаций (объединений), республиканских государственно-общественных объединений, иных некоммерческих организаций, созданных в соответствии с законодательством Республики Беларусь:
- вступительные, паевые и членские взносы в размерах, предусмотренных уставами и (или) учредительными договорами;
- денежные средства, полученные от участников (членов) в порядке предстоящего финансирования и (или) в порядке возмещения расходов на приобретение и (или) выполнение (оказание) работ (услуг) для этих участников (с учетом стоимости товаров, включенной в стоимость указанных работ (услуг), связанных с содержанием и эксплуатацией недвижимого имущества);
- товары (работы, услуги), имущественные права, денежные средства, безвозмездно полученные, при условии использования этих товаров (работ, услуг), имущественных прав, денежных средств по целевому назначению, а в случае, если целевое назначение передающей стороной не определено, - на выполнение задач, определенных уставами и (или) учредительными договорами указанных организаций, объединений;
- доходы в виде процентов от хранения денежных средств, в указанных выше подпунктов, на текущих (расчетных) либо иных банковских счетах, а также от размещения этих денежных средств во вклады (депозиты).
При этом расходы организаций, покрытые за счет указанных в выше средств, не учитываются при определении облагаемой налогом прибыли.
При этом стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав, суммы денежных средств, использованных не по целевому назначению, которые получены в рамках иностранной безвозмездной помощи, международной технической помощи, целевого финансирования (за исключением бюджетных средств) включаются в состав внереализационных доходов на дату использования не по целевому назначению и облагаются налогом на прибыль в общеустановленном порядке (п.п. 3.19 п.3 статьи 174).
В соответствии с частью четвертой п. 3 статьи 46 ГК некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности некоммерческих организаций, либо поскольку она необходима для выполнения государственно значимых задач, предусмотренных в их учредительных документах, соответствует этим задачам и отвечает предмету деятельности данных организаций. Для отдельных форм некоммерческих организаций законодательными актами могут быть установлены требования, предусматривающие их право на занятие предпринимательской деятельностью только посредством образования коммерческих организаций и (или) участия в них.
Налогообложение доходов, полученных от предпринимательской деятельности, производится в общеустановленном порядке.