С 15 февраля 2020 года вступило в силу постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 января 2020 года № 2 «О предоставлении сведений и установлении форм документов», которым установлены, в том числе, формы уведомлений:
- об использовании в предпринимательской деятельности в налоговом периоде капитальных строений (зданий, сооружений), их частей;
- об увеличении (уменьшении) в налоговом периоде площади используемых в предпринимательской деятельности капитальных строений (зданий, сооружений), их частей или прекращении их использования в такой деятельности.
Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Брестскому району напоминает организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся налоговыми агентами, об обязанности ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим календарным годом, представлять в налоговые органы по месту постановки на учет сведения в отношении физических лиц о доходах, выплаченных на территории Республики Беларусь (пункт 8 статьи 216 Налогового кодекса Республики Беларусь):
- гражданам (подданным) иностранных государств, лицам без гражданства (подданства) (за исключением доходов в виде выигрышей (возвращенных несыгравших ставок));
- в виде возврата взносов, в том числе проиндексированных в порядке, установленном законодательством, при прекращении ими строительства квартир и (или) одноквартирных жилых домов либо в случае удешевления строительства, возврата излишне уплаченных взносов, а также при их выбытии из членов организаций застройщиков до завершения строительства;
- в виде возврата страховых взносов при расторжении до истечения 3-летнего периода договоров добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключавшихся сроком на 3 и более года;
- при погашении (досрочном погашении) жилищных облигаций денежными средствами, а также в виде возврата денежных средств, внесенных в оплату стоимости жилого помещения путем приобретения жилищных облигаций, в случае неисполнения застройщиком обязательств по договору, в соответствии с которым предусматривается строительство жилого помещения для владельца жилищных облигаций, или расторжения такого договора до истечения срока его исполнения;
- за приобретаемую у них продукцию растениеводства, если размер выплаченного в 2019 году таким лицам дохода превысил 2412 руб. в день.
Кроме того, обязанность по предоставлению сведений в налоговые органы возложена также на организации и индивидуальных предпринимателей, предоставивших физическим лицам не по месту основной работы (службы, учебы) стандартные налоговые вычеты по их письменному заявлению.
Сведения представляются в электронном виде в порядке и по форме, утвержденным постановлением МНС Республики Беларусь от 31.12.2010 № 100 (с изменениями и дополнениями) «Об исчислении и уплате налогов с физических лиц».
За непредставление сведений о доходах налоговыми агентами либо представление сведений, содержащих недостоверные данные, Кодексом об административных правонарушениях Республики Беларусь (далее – КоАП) предусмотрена административная ответственность (статья 13.8 КоАП):
- непредставление в установленный срок сведений влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от двух до двадцати базовых величин;
Инспекция МНС по Брестскому району напоминает о необходимости исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость субъектами хозяйствования, осуществляющими ввоз товаров из государств – членов ЕАЭС (далее – НДС).
Порядок взимания косвенных налогов при импорте товаров определен Протоколом «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг» (приложение № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе) (далее – Протокол).
Необходимо помнить следующие основные моменты.
Для целей уплаты НДС налоговая база определяется на дату принятия на учет у налогоплательщика импортированных товаров на основе стоимости приобретенных товаров (в том числе товаров, являющихся результатом выполнения работ по договору (контракту) об их изготовлении), а также товаров, полученных по договору (контракту) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей), товаров, являющихся продуктом переработки давальческого сырья, и акцизов, подлежащих уплате по подакцизным товарам.
Суммы НДС, подлежащие уплате по товарам, импортированным на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена, исчисляются налогоплательщиком по налоговым ставкам, установленным законодательством государства-члена, на территорию которого импортированы товары.
Налогоплательщик обязан представить в налоговый орган соответствующую налоговую декларацию по форме, установленной законодательством государства-члена, на территорию которого импортированы товары, в том числе по договору (контракту) лизинга, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (срока платежа, предусмотренного договором (контрактом) лизинга).
Одновременно с налоговой декларацией представляются следующие документы:
- заявление на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде либо заявление в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика;
- выписку банка, подтверждающую фактическую уплату косвенных налогов по импортированным товарам, или иной документ, подтверждающий исполнение налоговых обязательств по уплате косвенных налогов, если это предусмотрено законодательством государства-члена;
- транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена;
- счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством государства-члена при отгрузке товаров, в случае если их выставление (выписка) предусмотрено законодательством государства-члена;
- договоры (контракты), на основании которых приобретены товары, импортированные на территорию государства-члена с территории другого государства-члена;
Исчисленный НДС уплачиваются не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров.
Порядок взимания налога за владение собаками регламентирован главой 29 Налогового кодекса Республики Беларусь.
Плательщиками налога за владение собаками признаются физические лица.
Объектом налогообложения признается владение собаками в возрасте трех месяцев и старше.
Налоговая база определяется как количество собак на 1-е число каждого календарного квартала.
Ставка налога устанавливается за квартал в размере:
- 1,5 базовой величины - за породы собак, включенные в перечень потенциально опасных пород собак;
- 0,3 базовой величины - в иных случаях.
Уплата налога должна производиться физическими лицами ежеквартально путем внесения сумм налога организациям, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющим жилищно-коммунальные услуги (далее - организации ЖКХ), одновременно с внесением платы за пользование жилым помещением (платы за жилищно-коммунальные услуги).
Вопросы содержания домашних собак регулируются постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.06.2001 N 834 "Об утверждении Правил содержания домашних собак, кошек, а также отлова безнадзорных животных в населенных пунктах Республики Беларусь" (далее - Правила).
Так, согласно Правилам владельцы домашних животных (собак) обязаны:
- в трехдневный срок ставить в известность организации, осуществляющие регистрацию животных, а также ветеринарное учреждение по месту постоянного проживания о приобретении, продаже, гибели, пропаже, перемене места жительства или сдаче домашних животных (собак);
- своевременно вносить установленные для владельцев собак сборы.
Регистрация домашних животных (собак) производится организациями, определенными местными исполнительными и распорядительными органами (как правило, это организации ЖКХ).
Домашние животные (собаки) подлежат регистрации в течение трех дней со дня приобретения.
Контроль за соблюдением правил содержания домашних животных (собак) осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами.
Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность:
- статьей 13.6 - за неуплату суммы налога за владение собаками;
- статьей 15.47 - за нарушение правил содержания домашних животных.Автомобили-такси и водители автомобилей-такси, осуществляющие перевозки пассажиров под брендами «Яндекс. Такси» и «Uber», должны соответствовать требованиям Правил автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 972 "О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров" (далее - Правила).
В соответствии с частью седьмой пункта 13 Правил автомобиль-такси (за исключением автомобиля-такси, выполняющего автомобильные перевозки пассажиров автомобилями-такси, заказанные с использованием электронной информационной системы с функцией оплаты в безналичном порядке) должен быть оборудован кассовым суммирующим аппаратом, совмещенным с таксометром, прошедшим метрологический контроль в соответствии с законодательством об обеспечении единства измерений и включенным в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, с указателем режимов использования автомобиля-такси, другим дополнительным оборудованием кассового суммирующего аппарата, совмещенного с таксометром, и средством контроля налоговых органов.
Использование в автомобилях-такси кассового суммирующего аппарата не совмещенного с таксометром является нарушением действующего законодательства и может повлечь административную ответственность по части 1 статьи 12.20 КоАП в виде наложения штрафа в размере до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя - до ста базовых величин, а на юридическое лицо - до двухсот базовых величин.Камеральная проверка проводится налоговым органом на основании изучения налоговых деклараций (расчетов), иных документов и информации о плательщике, имеющихся в налоговом органе без выхода к субъекту хозяйствования.
Эта форма налогового контроля зарекомендовала себя как эффективный инструмент предотвращения правонарушений в сфере налогообложения, позволяющий обеспечить полноту уплаты налогов (сборов) в бюджет без вмешательства в текущую деятельность плательщика, а также предоставляющий право плательщику на добровольное исполнение налоговых обязательств без привлечения к административной ответственности.
По результатам проведения в 2019 году последующего этапа камеральной проверки организаций агропромышленного комплекса Брестской области налоговыми органами направлено 401 уведомление о представлении дополнительных документов, информации и (или) пояснений либо внесении соответствующих исправлений в налоговую декларацию (расчет) и (или) документы либо представлении налоговой декларации (расчета).
Наиболее частые нарушения, выявляемые налоговыми органами, связаны с порядком корректировки налоговой базы по НДС при получении бюджетного финансирования. Не соблюдается плательщиками и порядок принятия к вычету сумм «входного» налога, в том числе уплаченного налоговым органам по ввозу товаров с территории государств – членов ЕАЭС и уплаченного таможенным органам.
Так, в ходе осуществления последующего этапа камеральной проверки ОАО «А» за январь-июль 2019 года установлен факт принятия к вычету сумм НДС, предъявленных плательщику при приобретении товаров, работ (услуг), оплата которых производилась за счет средств, полученных из бюджетных источников. По факту установленного нарушения плательщику направлено уведомление, на которое представлена уточненная налоговая декларация по НДС, дополнительно исчислен НДС в сумме 126,0 тыс.рублей.
Всего за 2019 год, на основании представленных организациями агропромышленного комплекса уточненных налоговых деклараций (расчетов) дополнительно исчислено налогов в сумме 1,4 млн.рублей, а также предотвращен необоснованный возврат (зачет) НДС в сумме 1,7 млн.рублей.
В зависимости от вида расходов, понесенных при строительстве либо приобретении на территории Республики Беларусь одноквартирного жилого дома или квартиры предусматривается имущественный налоговый вычет в соответствии со статьей 211 Налогового кодекса Республики Беларусь, (далее – Кодекс).
Воспользовавшись правом на имущественный налоговый вычет, плательщики подоходного налога могут уменьшить облагаемый подоходным налогом доход.
Подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 211 Кодекса установлено, что при определении размера налоговой базы подоходного налога с физических лиц в соответствии с пунктами 3,4 и 9 статьи 199 Кодекса физическое лицо, состоящее на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий или состоявшее на таком учете на момент заключения кредитного договора или договора займа, имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных им расходов:
на строительство либо приобретение на территории Республики Беларусь одноквартирного жилого дома или квартиры;
на погашение (возврат) кредитов банков, займов, полученных от белорусских организаций или белорусских индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним), израсходованных на такое строительство либо приобретение жилья.
Обращаем внимание, что имущественный налоговый вычет не предоставляется по суммам вышеперечисленных расходов, оплата которых производится за счет средств семейного капитала, установленного Указом Президента Республики Беларусь от 09.12.2014 № 572 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, воспитывающих детей» и Указом Президента Республики Беларусь от 18.09.2019 № 345 «О семейном капитале», так как его выплата производится из средств республиканского бюджета в рамках мер государственной поддержки многодетных семей.
Таким образом, имущественный налоговый вычет, предоставляется физическому лицу только в части расходов, которые были произведены им за счет собственных средств.При осуществлении контрольной (надзорной) деятельности налоговыми органами приоритетным направлением является использование мер профилактического и предупредительного характера.
Указом Президента Республики Беларусь от 26.07.2012 №332 «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» впервые введена новая форма контрольной (надзорной) деятельности - мониторинг.
Основная цель мониторинга - создание партнерских взаимоотношений налоговых органов и плательщиков путем своевременного реагирования и предупреждения действий (операций), которые могут привести к нарушениям налогового и иного законодательства, контроль за выполнением которого осуществляется налоговым органом.
Мониторинг носит в большей степени профилактический характер, нежели карательный.
Если в процессе мониторинга выявляются нарушения, контролирующий орган вправе дать субъекту хозяйствования письменные рекомендации и возможность исправить нарушение, не применяя штрафные санкции. И только в случае невыполнения этих рекомендаций в рамках мониторинга могут быть применены меры административной ответственности. То есть такая форма контроля дает возможность субъектам хозяйствования исправить нарушения и совершенно законно избежать санкций.
Инспекцией МНС по Брестскому району за 2019 год проведены мониторинги у 49 субъектов хозяйствования, в том числе: индивидуальных предпринимателей -29, организаций- 20.
В ходе проведения мониторинга выявлены нарушения у 24 субъектов. По результатам мониторинга 37 субъектам хозяйствования инспекцией направлены рекомендации по устранению выявленных нарушений.
Таким образом, мониторинг направлен не на то, чтобы поймать кого-то за руку и наказать, а на то, чтобы контролировать соблюдение законодательства, взаимодействуя с субъектами предпринимательской деятельности. Другими словами, мониторинг это не слежка, а диалог государства с бизнес-сообществом в виде рекомендаций. При этом главная задача - добиться исполнения налоговых обязательств в полном объеме.