Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Брестскому району разъясняет.
Доходы, полученные от источников за пределами Республики Беларусь, являются объектом налогообложения подоходным налогом для физических лиц, признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь (подп. 1.1 ст. 196 НК). При определении налоговой базы подоходного налога учитываются все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах (п. 1 ст. 199 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями, далее - НК).
К доходам, полученным от источников за пределами Республики Беларусь, относятся доходы, поименованные в ст. 198 НК. При этом под доходами от источников за пределами Республики Беларусь по общему правилу понимаются доходы, полученные за границей или из-за границы. По своему роду такие доходы могут быть самые различные: заработная плата, вознаграждения за выполненные (оказанные) за границей работы (услуги), алименты, пенсии, доходы в виде наследства, займа, денежные переводы и посылки от близких родственников и другие.
НК предусмотрен ряд доходов, не признаваемых объектом налогообложения (п. 2 ст. 196 НК), и доходов, освобождаемых от налогообложения (ст. 208 НК).
Перечень доходов, не признаваемых объектом налогообложения, установлен ст. 196 НК. В частности, к ним относятся:
1) доходы, полученные плательщиками от операций, связанных с имущественными и неимущественными отношениями физических лиц, состоящих в соответствии с законодательством между собой в отношениях близкого родства или свойства, опекуна, попечителя и подопечного. В случае если между указанными лицами заключены трудовые договоры, договоры купли-продажи, иные гражданско-правовые договоры, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, данная норма законодательства не применяется (подп. 2.1 ст. 196 НК).
2) доходы, полученные в денежной или натуральной форме плательщиком от другого лица для исполнения его поручения по осуществлению каких-либо расчетов, оплаты в его пользу или в пользу третьих лиц товаров (работ, услуг) либо по передаче третьим лицам полученных средств и исполнению обязательств, в том числе налоговых (подп. 2.21 ст. 196 НК);
3) доходы, полученные в денежной или натуральной форме в погашение обязательств по договору займа без учета процентов, предусмотренных таким договором (т.е. в погашение обязательств в части основной суммы долга) (подп. 2.22 ст. 196 НК).
Перечень доходов, освобождаемых от налогообложения, установлен ст. 208 НК. К ним, в частности, относятся:
1) алименты, получаемые плательщиками в соответствии с законодательством Республики Беларусь и (или) законодательством иностранных государств (п. 8 ст. 208 НК). В соответствии с законодательством Республики Беларусь алиментами признаются средства, выплачиваемые на содержание несовершеннолетнего ребенка, нетрудоспособного совершеннолетнего ребенка, нуждающегося в помощи, независимо от размера таких средств. Алименты могут взыскиваться как в добровольном, так и в судебном порядке (ст. 76-1, 91 КоБС);
2) доходы плательщиков, получаемые от физических лиц в виде наследства, за исключением вознаграждений, выплачиваемых наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и иных результатов интеллектуальной деятельности, а также наследникам лиц, являвшихся субъектами смежных прав (подп. 21 ст. 208 НК).
Физические лица - налоговые резиденты Республики Беларусь, получившие в течение налогового периода доходы от источников за пределами Республики Беларусь, подлежащие налогообложению, обязаны подать в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) о суммах этих доходов, полученных ими в течение календарного года (подп. 1.2, п. 2 ст. 219 НК).
Вместе с тем налоговая декларация не подается, если плательщиком получены доходы, освобождаемые от подоходного налога или освобождаемые в пределах размеров, установленных ст. 208 НК (п. 3 ст. 222 НК). При получении плательщиком доходов, указанных в п. 22, 29, 30 ст. 208 НК, в сумме, превышающей размеры, в пределах которых такие доходы освобождаются от подоходного налога, сумма этого превышения подлежит налогообложению налоговым органом на основании налоговой декларации (расчета) (подп. 1.4 и 1.5 ст. 219, п. 1 ст. 222 НК).
Доходы из-за границы полученные от физических лиц не облагаются подоходным налогом, если размер полученных доходов за 2019 год не превышает 7003 белорусских рублей.
Налоговая декларация (расчет) представляется плательщиками не позднее 31 марта года, следующего за истекшим календарным годом (п. 2 ст. 219, ч. 1 п. 1 ст. 222 НК).
Иной срок представления декларации и уплаты подоходного налога установлен в отношении физических лиц - граждан Республики Беларусь (в том числе индивидуальных предпринимателей), выезжающих с территории Республики Беларусь за ее пределы на постоянное место жительства. Они обязаны представить налоговую декларацию (расчет) о доходах, полученных от источников за пределами Республики Беларусь за период с 1 января текущего календарного года по день представления налоговой декларации (расчета), и произвести уплату подоходного налога на основании извещения налогового органа (п. 5 ст. 222 НК).
Форма налоговой декларации (расчета) установлена постановлением N 100 (приложение 1). Порядок заполнения налоговой декларации (расчета) определен гл. 2 Инструкции N 100 (п. 4 ст. 222 НК).
Подробную информацию по вопросу налогообложения доходов физических лиц, полученных от источников за пределами Республики Беларусь можно получить в инспекции МНС по месту жительства (регистрации) либо по телефонам: 51-16-70; 28-53-06, 28-53-45, 28-53-51.Управление по работе с плательщиками по Жабинковскому району инспекции МНС по Брестскому району информирует
Осуществление физическими лицами ремесленной деятельности регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 9 октября 2017 г. № 364 "Об осуществлении физическими лицами ремесленной деятельности" (далее - Указ).
Подпунктом 1.1 пункта 1 Указа установлено, что под ремесленной деятельностью понимается не являющаяся предпринимательской деятельность физических лиц по изготовлению и реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг с применением ручного труда и инструмента, осуществляемая самостоятельно, без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, если иное не предусмотрено Указом, и направленная на удовлетворение бытовых потребностей граждан.
Из вышеизложенного следует, что итогом осуществления физическим лицом ремесленной деятельности должен являться самостоятельно изготовленный товар, выполненная работа, оказанная услуга.
Перечень видов ремесленной деятельности, которые граждане могут осуществлять по заявительному принципу без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (далее - ремесленники), содержится в подпункте 1.2 пункта 1 Указа. Указанный перечень не является закрытым и включает все виды творчества, осуществляемые с применением ручного труда, за исключением видов деятельности, не относящихся к предпринимательской деятельности, при осуществлении которых уплачивается единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.
Уплата сбора за осуществление ремесленной деятельности осуществляется в порядке и сроки, предусмотренные статьей 372 Налогового кодекса Республики Беларусь.Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Брестскому району разъясняет.
Пунктом 3 статьи 337Налогового Кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями), определены виды деятельности, которые вправе осуществлять физические лица, не регистрируясь в качестве индивидуального предпринимателя, самостоятельно без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам. К таким видам деятельности относятся, в том числе, штукатурные, малярные работы, работы по устройству покрытий пола и облицовке стен, оклеивание стен обоями, кладка (ремонт) печей и каминов.
Для осуществления указанных видов деятельности физическому лицу необходимо:
- стать на учет в налоговом органе;
- до начала оказания услуг обратиться в налоговый орган по месту жительства с уведомлением по форме либо зарегистрироваться в личном кабинете плательщика и предоставлять уведомления в электронном виде;
- уплатить единый налог (до начала предоставления услуг) за тот период (месяц), в котором будет осуществляться деятельность.
В соответствии с пунктами 9, 10 статьи 4 Закона Республики Беларусь от 30.12.2018 N 159-З "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь" с февраля 2019 года по декабрь 2020 года в Брестском районе и г. Бресте ставки единого налога уплачиваются по установленным соответствующим решением Брестского областного Совета депутатов от 22.09.2017 № 285 «О внесении дополнений и изменений в решение Брестского областного Совета депутатов от 16 декабря 2016 г. № 218» (далее – Решение), действовавшими в декабре 2018 года.
Соответственно в настоящее время, согласно Решению, ставка единого налога для физических лиц в месяц по вышеуказанных услуг составляет:
* в г. Бресте –105,84 руб.;
* в Брестском районе – 35,47 руб.
Законодательством для физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, не предусмотрено ограничений по размеру получаемых денежных средств за оказанные услуги. Также не требуется оформление документов на получение от физических лиц денежных средств за оказанные услуги. Способы получения денежных средств от физических лиц гражданин может избрать наиболее приемлемый для себя, в том числе посредством поступлений на расчетный счет.
Документ об уплате единого налога должен храниться в местах осуществления деятельности. При этом физические лица на его обратной стороне указывают: вид деятельности и место ее осуществления, вид реализуемых товаров, а также период осуществления деятельности, за который произведена уплата единого налога.
Подробную информацию по вопросу уплаты единого налога физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, можно получить в инспекции МНС по месту жительства (регистрации) либо по телефонам: 51-16-70; 28-53-06, 28-53-45, 28-53-51.Со вступлением в силу с 01.01.2019 новой редакции Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) появилась статья 33. Появление данной статьи означает, что незаконная налоговая оптимизация может представлять собой не только прямое нарушение законодательства, но и действия, формально не запрещенные, но представляющие по своему экономическому содержанию злоупотребление правом или совершение притворных сделок с целью получения налоговой выгоды.
Так, в ходе проведения проверки ООО «Х» установлено, что в проверяемом периоде у ООО «Х» имелись взаимоотношения с взаимозависимыми лицами, предметом которых являлась реализация товаров, переданных ООО «Х» по договорам комиссии.
Анализ изученных в ходе проверки документов свидетельствовал о том, что финансово-хозяйственная деятельность ООО «Х» осуществлялась в рамках не одного юридического лица, которое применяло общую систему налогообложения, а нескольких юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяющих особый режим налогообложения - упрощенную систему. Все субъекты хозяйствования объединены общими целями, участием в уставных фондах, договорными отношениями и неформальными договоренностями, что указывает на использование схемы «дробления» бизнеса с целью снижения налоговой нагрузки ООО «Х».
В ходе проверки собраны доказательства, подтверждающие указанные выводы, на основании кадровых, организационных, налоговых и финансовых признаков.
В результате создания нескольких взаимозависимых субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность одного субъекта, не отвечающего условиям для применения особого режима налогообложения, с целью использования преимуществ, предусмотренных таким режимом, с учетом статьи 33 НК, произведена корректировка налоговой базы НДС и налога на прибыль, что привело к неполной уплате налогов в сумме 1 615,00 тыс. рублей.Оперативными подразделениями налоговых органов Брестской области за 9 месяцев 2020 года при проведении контрольно-аналитических мероприятий по пресечению нарушений в сфере деятельности такси установлено 157 правонарушителей, в том числе 30 – за осуществление незарегистрированной предпринимательской деятельности, а также арестовано 23 автомобиля.
В 85 % от составленных административных протоколов по части 1-1 статьи 12.7 КоАП (незарегистрированная предпринимательская деятельность) перевозки пассажиров осуществлялись с использованием сервиса заказа автотранспорта «Максим» (далее – Сервис).
Под коммерческим названием Сервиса действует юридическое лицо, которое не является таксомоторной организацией, самостоятельно не оказывает услуг по перевозке пассажиров, а предоставляет доступ к базе данных, содержащей сведения о потребности в заказе автомобилей исполнителям услуг.
Таким образом, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, которые обращаются к представителю Сервиса для получения заказов на перевозки пассажиров, наряду с государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя должны иметь кассовое оборудование, совмещенное с таксометром, с установленным средством контроля налоговых органов, а также терминал для приема банковских платежных карточек.
Частью 1-1 статьи 12.17 КоАП предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере до 100 базовых величин с конфискацией предметов административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения, а также до ста процентов суммы дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации.
Если Вами обнаружены признаки нарушения, контроль за которым возложен на налоговые органы, Вы вправе сообщить о них по телефонному номеру «контакт-центра» - 189.
Работа в данном направлении продолжается.
Организации, прошедшие государственную регистрацию в году, в котором они претендуют на применение упрощенной системы налогообложения (далее- УСН), вправе применять данную систему налогообложения начиная со дня их государственной регистрации, если списочная численность работников организации не превышает 100 человек.
Для применения упрощенной системы организации должны в течение двадцати рабочих дней со дня их государственной регистрации представить в налоговый орган по месту постановки на учет уведомление о переходе на упрощенную систему по установленной форме.
Форма уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения утверждена постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 03.01.2019 №2 «Об исчислении и уплате налогов, сборов (пошлин), иных платежей» (с изменениями и дополнениями).
Организации, осуществляющие деятельность и изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, должны с 1 октября по 31 декабря года, предшествующего календарному году, в котором они претендуют начать применение упрощенной системы, представить в налоговый орган по месту постановки на учет уведомление о переходе на упрощенную систему, содержащее информацию о размере валовой выручки за первые девять месяцев текущего года, численности работников организации в среднем за этот период.
Критерии для перехода на УСН с 01.01.2021 для организаций:
- средняя численность работников за первые 9 месяцев 2020 года - до 100 человек;
- валовая выручка нарастающим итогом за упомянутый период - до 1 538 843 руб.
При этом, применение налога при упрощенной системе налогообложения не распространяется на организации, указанные в пункте 2 статьи 324 Налогового кодекса Республики Беларусь.Ремонт и восстановление, включая перетяжку, домашней мебели из материалов заказчика