Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции (далее - единый сельхозналог) - особый режим налогообложения, применение которого является правом организации. В целях его применения Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее - Кодекс) установлен определенный критерий. Так, применять единый сельхозналог вправе организация, осуществляющая производство (производство и переработку) сельскохозяйственной продукции и (или) первичную переработку льна, у которой за предыдущий календарный год сумма выручки от реализации произведенных ею сельскохозяйственной продукции, продукции первичной переработки льна и выручки от реализации продукции, изготовленной этой организацией из произведенной ею сельскохозяйственной продукции, в части, приходящейся на такую сельскохозяйственную продукцию, составляет не менее 50% общей суммы выручки организации, а также организация в части деятельности филиала, в отношении которого соблюдаются вышеуказанные условия.
В случае если за 2020 г. процентная доля составила не менее 50%, организация исчисляет единый сельхозналог по ставке 1% исходя из налоговой базы единого сельхозналога, определенной за 2020 г.
Соблюдение указанной процентной доли в размере не менее 50% за календарный год важно также для определения необходимости уплаты платежей за землю.
Согласно подпункту 5.3 пункта 5 статьи 347 Кодекса единый сельхозналог для плательщиков заменяет земельный налог и арендную плату за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, арендодателями которых являются сельские, поселковые, районные, Минский городской и городские (городов областного подчинения) исполнительные комитеты, администрации свободных экономических зон (далее - арендная плата за землю), если иное не установлено главой 34 Кодекса.
При этом для плательщиков единого сельхозналога сохраняется общий порядок исчисления и уплаты земельного налога по всем объектам налогообложения этим налогом и арендной платы за землю по всем земельным участкам за календарный год, за который процентная доля, являющаяся критерием применения единого сельхозналога, не соответствует размеру, указанному в пункте 1 статьи 347 Кодекса, т.е. составляет менее 50%.
Налоговый кодекс Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями), (далее - Налоговый кодекс), содержит положения, регулирующие порядок определения налоговой базы подоходного налога с физических лиц (далее - подоходный налог) по операциям с ценными бумагами по договорам, заключенным с иностранными организациями (за исключением иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство) или иностранными индивидуальными предпринимателями (далее - иностранные организации).
Порядок определения налоговой базы подоходного налога по доходам, полученным по операциям с ценными бумагами по договорам, заключенным с иностранными организациями, отличается от порядка определения налоговой базы при получении доходов по операциям с ценными бумагами по договорам, заключенным с белорусскими организациями или белорусскими индивидуальными предпринимателями. Такой порядок имеет привязку к конкретному договору, заключенному физическим лицом с иностранной организацией, имеет переходящий остаток неиспользованной суммы расходов в рамках одного договора на последующие календарные годы вплоть до полного его использования.
В связи с этим более подробно рассмотрим порядок определения налоговой базы подоходного налога по доходам, полученным физическим лицом по операциям с ценными бумагами по договорам, заключенным с иностранными организациями.
Согласно пункту 8 статьи 202 Налогового кодекса налоговая база подоходного налога по операциям с ценными бумагами по договорам, заключенным с иностранной организацией, определяется как денежное выражение доходов от операций с ценными бумагами, уменьшенных на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов в размере:
- стоимости приобретения ценных бумаг, переданных плательщиком иностранной организации на основании заключенного с такой организацией договора.
Например, физическое лицо приобрело ценные бумаги за 1000 долл. США, которые в дальнейшем передало иностранной компании для их реализации на основании заключенного с такой компанией договора;
- денежных средств, переданных плательщиком иностранной организации для осуществления в соответствии с договором операций с ценными бумагами.
Например, физическое лицо перечислило иностранной компании на основании заключенного с ней договора 1000 долл. США для совершения такой иностранной компанией операций по приобретению и реализации ценных бумаг.
Налоговая база по подоходному налогу определяется на дату фактической выплаты дохода иностранной организацией плательщику отдельно по каждому договору, заключенному с такой организацией, и по всей совокупности операций, совершенных в рамках такого договора.
С целью определения налоговой базы подоходного налога размер полученного дохода необходимо уменьшить на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов в размере денежных средств, переданных физическим лицом иностранной компании - брокеру.
При этом налоговая база определяется отдельно по каждому договору, заключенному с иностранной организацией и по всей совокупности операций, совершенных в рамках такого договора.
Если в календарном году при определении налоговой базы подоходного налога расходы не учитывались или были учтены не полностью, то неиспользованная сумма расходов переносится на после дующие календарные годы до полного ее использования.
Обращаем внимание, что налогообложение доходов от операций с ценными бумагами, полученных физическим лицом по договору, заключенному с иностранной организацией, производится налоговым органом на основании представленной таким лицом налоговой декларации (расчета) по подоходному налогу (далее - налоговая декларация) по окончании календарного года, в котором получены указанные доходы.
Согласно пункту 1 статьи 222 Налогового кодекса срок представления плательщиками налоговой декларации - не позднее 31 марта года, следующего за истекшим календарным годом.
Срок уплаты (доплаты) подоходного налога, исчисленного на основании представленной налоговой декларации - не позднее 1 июня года, следующего за отчетным календарным годом (ч. 3 п. 2 ст. 219 Налогового кодекса).
Форма налоговой декларации установлена приложением 1 к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. N 100 "О некоторых вопросах, связанных с исчислением и уплатой налогов с физических лиц".
Налоговую декларацию можно представить в налоговый орган различными способами:
- лично в любой налоговый орган, независимо от адреса регистрации по месту жительства;
- направить по почте в налоговый орган по месту регистрации в качестве плательщика подоходного налога (по месту жительства);
- представить в электронном виде через сервис "Личный кабинет плательщика", войти в который можно с главной страницы официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, перейдя по ссылке http://www. nalog.gov.by/ru/lichnii-kabinet-fl/, используя учетную запись и пароль.
Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Брестскому району информирует.
С 1-го января 2021 года государственная пошлина, взимаемая всеми судами за совершение юридических значимых действий, подлежит зачислению в республиканский бюджет (приложение 2 к постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 03.12.2019 г. №71 «О распределении государственной пошлины и штрафов между республиканским и (или) соответствующими местными бюджетами»).
Многие организации проводят новогодние мероприятия, устраивают корпоративы и дарят подарки. Для организации праздник связан с расходами, для участников этих мероприятий - с определенными выгодами. А раз так, то неизбежно возникают вопросы налогового учета. Спонсором таких мероприятий нередко выступает и профсоюз организации.
У всех получателей дохода от профсоюза возникает объект для исчисления подоходного налога. При этом в 2020 году в отношении доходов социального характера, к которым относятся в том числе и новогодние подарки, могут применяться льготы:
- для работников - членов профсоюза - в размере 423 руб. в год;
- лиц, не состоящих в профсоюзе (работники - не члены профсоюза, бывшие работники), - в размере 140 руб. в год.
В случае, когда общая сумма доходов социального характера у его получателя превышает указанные пределы, подоходный налог исчисляют из суммы превышения в общеустановленном порядке.
При этом стандартные налоговые вычеты не предоставляются, поскольку профсоюзная организация не является местом основной работы (службы, учебы) получателей дохода.
При передаче новогодних подарков членам профсоюзной организации, являющимся работниками, состоящими в трудовых отношениях с нанимателем, приобретенных за счет отчислений, получаемых профсоюзной организацией от нанимателя в соответствии с коллективным договором объект обложения налогом на добавленную стоимость (далее –НДС) отсутствует.
Следовательно, для не исчисления НДС при передаче подарков, приобретенных за счет средств нанимателя, необходимо соблюдение 2 условий:
- подарок вручен члену профсоюза;
- член профсоюза должен быть работником нанимателя, состоящим в трудовых отношениях с нанимателем.
Если пенсионеры не состоят в трудовых отношениях с нанимателем и (или) не являются членами профсоюзной организации, то при такой безвозмездной передаче необходимо исчислить НДС.
При этом у профсоюзной организации имеется право на вычет "входного" НДС по подаркам. Так, плательщики имеют право самостоятельно выделить для вычета суммы НДС при реализации организациями, не осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории Республики Беларусь, приобретенных (ввезенных) товаров (работ, услуг), имущественных прав, по которым сумма НДС была отнесена на увеличение их стоимости.
Выделение сумм НДС указанными организациями осуществляется:
на основании подписанного электронной цифровой подписью ЭСЧФ;
расчетным путем исходя из цены приобретения товаров (работ, услуг), имущественных прав и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов с учетом НДС и ставки НДС, применявшейся при их приобретении (ввозе).
Выделение сумм НДС производится, если при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав осуществляется исчисление НДС по ставкам, установленным пунктами 2 и 3 статьи 122 Налогового кодекса Республики Беларусь (10% и 20%).
Выделение сумм НДС не производится, если указанными организациями реализуются товары, приобретенные ими у продавцов, определивших налоговую базу при реализации этих товаров как положительную разницу между ценой реализации и ценой их приобретения.
Подробную информацию по вопросу уплаты единого налога физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, можно получить в инспекции МНС по месту жительства (регистрации) либо по телефонам: 51-16-70; 28-53-06, 28-53-45, 28-53-51.С июля 2015 года в Республике Беларусь работает система контроля кассового оборудования (СККО), которая позволяет контролирующим органам в режиме онлайн получать информацию о выручке субъектов предпринимательской деятельности. Для передачи этих данных к кассовому оборудованию подключается внешнее устройство – средство контроля налоговых органов, которое должно быть установлено у всех субъектов предпринимательской деятельности, использующих кассовое оборудование при осуществлении продаж (оказании услуг).
В рамках проведения последующего этапа камеральной проверки налоговыми органами Брестской области выявляются несоответствия сумм денежных средств, отраженных в системе контроля кассового оборудования с данными, отраженными субъектами хозяйствования в налоговых декларациях. Нередко данные отклонения влекут доплату сумм налогов в бюджет.
Так, за январь-сентябрь 2020 года по результатам камерального контроля сведений системы контроля кассового оборудования организациям и индивидуальным предпринимателям Брестской области направлено 67 уведомлений.
Уточненные налоговые декларации, с увеличением налоговых обязательств, представлены 51 плательщиком.
Следует отметить, что владелец кассового оборудования может самостоятельно сверить у себя данные о количестве оформленных платежных документов (чеков) и содержащихся в них суммах денежных средств с информацией о количестве чеков и суммах денежных средств, которые поступили в этот период в СККО, используя доступ в систему. При обнаружении ошибок, в ранее сданных налоговых декларациях, субъект хозяйствования вносит исправления в налоговую отчетность и доплачивает налоги.
Напоминаем, что кассовое оборудование, используемое на территории Республики Беларусь, с 1 декабря 2020 года должно быть подключено к системе контроля кассового оборудования.
В случае использования кассового оборудования без средств контроля налоговых органов – предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью первой статьи 12.20 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в виде штрафа до 200 базовых величин.Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Брестскому району разъясняет.
Доходы, полученные от источников за пределами Республики Беларусь, являются объектом налогообложения подоходным налогом для физических лиц, признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь (подп. 1.1 ст. 196 НК). При определении налоговой базы подоходного налога учитываются все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах (п. 1 ст. 199 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями, далее - НК).
К доходам, полученным от источников за пределами Республики Беларусь, относятся доходы, поименованные в ст. 198 НК. При этом под доходами от источников за пределами Республики Беларусь по общему правилу понимаются доходы, полученные за границей или из-за границы. По своему роду такие доходы могут быть самые различные: заработная плата, вознаграждения за выполненные (оказанные) за границей работы (услуги), алименты, пенсии, доходы в виде наследства, займа, денежные переводы и посылки от близких родственников и другие.
НК предусмотрен ряд доходов, не признаваемых объектом налогообложения (п. 2 ст. 196 НК), и доходов, освобождаемых от налогообложения (ст. 208 НК).
Перечень доходов, не признаваемых объектом налогообложения, установлен ст. 196 НК. В частности, к ним относятся:
1) доходы, полученные плательщиками от операций, связанных с имущественными и неимущественными отношениями физических лиц, состоящих в соответствии с законодательством между собой в отношениях близкого родства или свойства, опекуна, попечителя и подопечного. В случае если между указанными лицами заключены трудовые договоры, договоры купли-продажи, иные гражданско-правовые договоры, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, данная норма законодательства не применяется (подп. 2.1 ст. 196 НК).
2) доходы, полученные в денежной или натуральной форме плательщиком от другого лица для исполнения его поручения по осуществлению каких-либо расчетов, оплаты в его пользу или в пользу третьих лиц товаров (работ, услуг) либо по передаче третьим лицам полученных средств и исполнению обязательств, в том числе налоговых (подп. 2.21 ст. 196 НК);
3) доходы, полученные в денежной или натуральной форме в погашение обязательств по договору займа без учета процентов, предусмотренных таким договором (т.е. в погашение обязательств в части основной суммы долга) (подп. 2.22 ст. 196 НК).
Перечень доходов, освобождаемых от налогообложения, установлен ст. 208 НК. К ним, в частности, относятся:
1) алименты, получаемые плательщиками в соответствии с законодательством Республики Беларусь и (или) законодательством иностранных государств (п. 8 ст. 208 НК). В соответствии с законодательством Республики Беларусь алиментами признаются средства, выплачиваемые на содержание несовершеннолетнего ребенка, нетрудоспособного совершеннолетнего ребенка, нуждающегося в помощи, независимо от размера таких средств. Алименты могут взыскиваться как в добровольном, так и в судебном порядке (ст. 76-1, 91 КоБС);
2) доходы плательщиков, получаемые от физических лиц в виде наследства, за исключением вознаграждений, выплачиваемых наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и иных результатов интеллектуальной деятельности, а также наследникам лиц, являвшихся субъектами смежных прав (подп. 21 ст. 208 НК).
Физические лица - налоговые резиденты Республики Беларусь, получившие в течение налогового периода доходы от источников за пределами Республики Беларусь, подлежащие налогообложению, обязаны подать в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) о суммах этих доходов, полученных ими в течение календарного года (подп. 1.2, п. 2 ст. 219 НК).
Вместе с тем налоговая декларация не подается, если плательщиком получены доходы, освобождаемые от подоходного налога или освобождаемые в пределах размеров, установленных ст. 208 НК (п. 3 ст. 222 НК). При получении плательщиком доходов, указанных в п. 22, 29, 30 ст. 208 НК, в сумме, превышающей размеры, в пределах которых такие доходы освобождаются от подоходного налога, сумма этого превышения подлежит налогообложению налоговым органом на основании налоговой декларации (расчета) (подп. 1.4 и 1.5 ст. 219, п. 1 ст. 222 НК).
Доходы из-за границы полученные от физических лиц не облагаются подоходным налогом, если размер полученных доходов за 2019 год не превышает 7003 белорусских рублей.
Налоговая декларация (расчет) представляется плательщиками не позднее 31 марта года, следующего за истекшим календарным годом (п. 2 ст. 219, ч. 1 п. 1 ст. 222 НК).
Иной срок представления декларации и уплаты подоходного налога установлен в отношении физических лиц - граждан Республики Беларусь (в том числе индивидуальных предпринимателей), выезжающих с территории Республики Беларусь за ее пределы на постоянное место жительства. Они обязаны представить налоговую декларацию (расчет) о доходах, полученных от источников за пределами Республики Беларусь за период с 1 января текущего календарного года по день представления налоговой декларации (расчета), и произвести уплату подоходного налога на основании извещения налогового органа (п. 5 ст. 222 НК).
Форма налоговой декларации (расчета) установлена постановлением N 100 (приложение 1). Порядок заполнения налоговой декларации (расчета) определен гл. 2 Инструкции N 100 (п. 4 ст. 222 НК).
Подробную информацию по вопросу налогообложения доходов физических лиц, полученных от источников за пределами Республики Беларусь можно получить в инспекции МНС по месту жительства (регистрации) либо по телефонам: 51-16-70; 28-53-06, 28-53-45, 28-53-51.Управление по работе с плательщиками по Жабинковскому району инспекции МНС по Брестскому району информирует
Осуществление физическими лицами ремесленной деятельности регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 9 октября 2017 г. № 364 "Об осуществлении физическими лицами ремесленной деятельности" (далее - Указ).
Подпунктом 1.1 пункта 1 Указа установлено, что под ремесленной деятельностью понимается не являющаяся предпринимательской деятельность физических лиц по изготовлению и реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг с применением ручного труда и инструмента, осуществляемая самостоятельно, без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, если иное не предусмотрено Указом, и направленная на удовлетворение бытовых потребностей граждан.
Из вышеизложенного следует, что итогом осуществления физическим лицом ремесленной деятельности должен являться самостоятельно изготовленный товар, выполненная работа, оказанная услуга.
Перечень видов ремесленной деятельности, которые граждане могут осуществлять по заявительному принципу без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (далее - ремесленники), содержится в подпункте 1.2 пункта 1 Указа. Указанный перечень не является закрытым и включает все виды творчества, осуществляемые с применением ручного труда, за исключением видов деятельности, не относящихся к предпринимательской деятельности, при осуществлении которых уплачивается единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.
Уплата сбора за осуществление ремесленной деятельности осуществляется в порядке и сроки, предусмотренные статьей 372 Налогового кодекса Республики Беларусь.Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Брестскому району разъясняет.
Пунктом 3 статьи 337Налогового Кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями), определены виды деятельности, которые вправе осуществлять физические лица, не регистрируясь в качестве индивидуального предпринимателя, самостоятельно без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам. К таким видам деятельности относятся, в том числе, штукатурные, малярные работы, работы по устройству покрытий пола и облицовке стен, оклеивание стен обоями, кладка (ремонт) печей и каминов.
Для осуществления указанных видов деятельности физическому лицу необходимо:
- стать на учет в налоговом органе;
- до начала оказания услуг обратиться в налоговый орган по месту жительства с уведомлением по форме либо зарегистрироваться в личном кабинете плательщика и предоставлять уведомления в электронном виде;
- уплатить единый налог (до начала предоставления услуг) за тот период (месяц), в котором будет осуществляться деятельность.
В соответствии с пунктами 9, 10 статьи 4 Закона Республики Беларусь от 30.12.2018 N 159-З "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь" с февраля 2019 года по декабрь 2020 года в Брестском районе и г. Бресте ставки единого налога уплачиваются по установленным соответствующим решением Брестского областного Совета депутатов от 22.09.2017 № 285 «О внесении дополнений и изменений в решение Брестского областного Совета депутатов от 16 декабря 2016 г. № 218» (далее – Решение), действовавшими в декабре 2018 года.
Соответственно в настоящее время, согласно Решению, ставка единого налога для физических лиц в месяц по вышеуказанных услуг составляет:
* в г. Бресте –105,84 руб.;
* в Брестском районе – 35,47 руб.
Законодательством для физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, не предусмотрено ограничений по размеру получаемых денежных средств за оказанные услуги. Также не требуется оформление документов на получение от физических лиц денежных средств за оказанные услуги. Способы получения денежных средств от физических лиц гражданин может избрать наиболее приемлемый для себя, в том числе посредством поступлений на расчетный счет.
Документ об уплате единого налога должен храниться в местах осуществления деятельности. При этом физические лица на его обратной стороне указывают: вид деятельности и место ее осуществления, вид реализуемых товаров, а также период осуществления деятельности, за который произведена уплата единого налога.
Подробную информацию по вопросу уплаты единого налога физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, можно получить в инспекции МНС по месту жительства (регистрации) либо по телефонам: 51-16-70; 28-53-06, 28-53-45, 28-53-51.Со вступлением в силу с 01.01.2019 новой редакции Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) появилась статья 33. Появление данной статьи означает, что незаконная налоговая оптимизация может представлять собой не только прямое нарушение законодательства, но и действия, формально не запрещенные, но представляющие по своему экономическому содержанию злоупотребление правом или совершение притворных сделок с целью получения налоговой выгоды.
Так, в ходе проведения проверки ООО «Х» установлено, что в проверяемом периоде у ООО «Х» имелись взаимоотношения с взаимозависимыми лицами, предметом которых являлась реализация товаров, переданных ООО «Х» по договорам комиссии.
Анализ изученных в ходе проверки документов свидетельствовал о том, что финансово-хозяйственная деятельность ООО «Х» осуществлялась в рамках не одного юридического лица, которое применяло общую систему налогообложения, а нескольких юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяющих особый режим налогообложения - упрощенную систему. Все субъекты хозяйствования объединены общими целями, участием в уставных фондах, договорными отношениями и неформальными договоренностями, что указывает на использование схемы «дробления» бизнеса с целью снижения налоговой нагрузки ООО «Х».
В ходе проверки собраны доказательства, подтверждающие указанные выводы, на основании кадровых, организационных, налоговых и финансовых признаков.
В результате создания нескольких взаимозависимых субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность одного субъекта, не отвечающего условиям для применения особого режима налогообложения, с целью использования преимуществ, предусмотренных таким режимом, с учетом статьи 33 НК, произведена корректировка налоговой базы НДС и налога на прибыль, что привело к неполной уплате налогов в сумме 1 615,00 тыс. рублей.