Под зарплатой «в конверте» («серой» зарплатой) понимается форма оплаты труда, налоги с которой оплачиваются частично. То есть зарплата работника фактически делится на две части: одна – как правило, в размере минимальной зарплаты – выплачивается официально, с нее наниматель платит налоги и отчисления, а вторая часть передается работнику на руки.
Такая нелегальная схема позволяет нанимателям уйти от уплаты подоходного налога с физических лиц, обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения, страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Наниматель делает это вовсе не для того, чтобы помочь сэкономить работнику на подоходном налоге, а чтобы побольше заработать нелегального «навара», уйдя от уплаты налогов и используя в этой опасной игре с законом работника, делая из него участника теневой экономики.
То, что сегодня кажется выгодой, завтра может обернуться убытком. Наиболее очевидные минусы зарплаты в «конверте»:
- при исчислении размера пенсии будут учтены только те суммы заработка, из которых уплачены страховые взносы. Следовательно, размер пенсии будет намного ниже, чем если бы он был исчислен из всей суммы заработанных средств;
- в случае возникновения проблем со здоровьем работник не получит оплату больничного листка по временной нетрудоспособности и по беременности и родам либо получит из расчета только официально полученной заработной платы;
- из-за низкого дохода по месту работы у работника могут возникнуть проблемы с получением банковского кредита (на строительство, покупку квартиры);
- крупные покупки - под контролем. Оплата обучения, покупка квартиры или дома, автомобиля - все это находится под контролем ряда государственных органов, и у человека в любой момент могут потребовать предоставить декларацию для установления источника доходов и их размера;
- проблемы при получении выплат при увольнении. В день увольнения работнику должны быть выплачены все причитающиеся деньги, сюда относится зарплата за период работы перед увольнением и денежная компенсация за неиспользованный отпуск;
- и самое главное для работника - отсутствие каких-либо гарантий получения оговоренной оплаты своего труда.
Таким образом, от получения зарплаты «в конверте» в проигрыше остается не только бюджет, но и в первую очередь сам работник.
Обман государства обходится дорого: с нанимателей, выплативших зарплату «в конверте» без отражения в отчетности, взыскивается налог и другие обязательные платежи, за уклонение от уплаты налогов предусмотрена административная, а также уголовная ответственность.
Так, с 01.01.2021 согласно пунктов 5 и 51 статьи 216 Налогового кодекса Республики Беларусь в случае установления контролирующим органом фактов неудержания и неперечисления нанимателем подоходного налога уплата его осуществляется за счет собственных средств нанимателя и не подлежит дальнейшему удержанию у физических лиц - работников.В январе-феврале 2021года оперативными подразделениями налоговых органов Брестской области установлено 5 фактов нарушений в сфере оборота алкогольной и иной спиртосодержащей продукции, которой изъято из теневого оборота 15 711,6 литров. К административной ответственности привлечены 5 правонарушителей, сумма штрафов составила 17,4 тыс. рублей.
Так, установлен факт вовлечения индивидуальным предпринимателем в нелегальный оборот в г. Малорите заведомо фальсифицированных алкогольных напитков, производитель которых, указанный на этикетке, прекратил свое существование еще в 2013 году, о чем свидетельствуют открытые общедоступные интернет-источники. Вместе с тем, акцизные марки, а также сведения о сроке годности и составе продукта на этикетке отсутствовали. Наряду с внешними признаками, указывающими на фальсификацию алкоголя, проведена судебно-химическая экспертиза, результат которой закрепил факт фальсификации, выразившийся в разном объеме разлитой жидкости в одинаковые бутылки и разном соотношении содержания спирта.
Индивидуальный предприниматель привлечен судом к административной ответственности в виде штрафа в размере 11 600,0 рублей с конфискацией фальсифицированных алкогольных напитков.С 1 января 2021 года введен транспортный налог.
Плательщики-организации рассчитывают транспортный налог за налоговый период - календарный год. Расчет годовой суммы налога производится исходя из количества транспортных средств (ТС) и ставки налога.
Для организаций годовые ставки закреплены в п. 1 приложения 27 к Налоговому кодексу - 2021 (НК).
Налогом облагаются ТС, зарегистрированные в ГАИ МВД.
За отдельные ТС налог не взимается. К ним относятся, в частности:
- электромобили (ТС категории M1, M1G). Они не облагаются налогом до 31 декабря 2025 года;
- ТС, выпущенные не позднее 1991 года или сведения о годе выпуска которых отсутствуют;
- ТС, используемые для оказания медицинской помощи, в т.ч. скорой медицинской помощи;
- ТС, выбывшие у собственника (владельца) в результате противоправных действий третьих лиц.
Кроме того, освобождаются от обложения транспортным налогом:
- ТС, снятые с учета в ГАИ до 1 июля 2021 года,
- ТС, в отношении которых еще действует полученное разрешение на допуск к участию в дорожном движении. Но, как только истечет срок действия разрешения, с 1-го числа следующего месяца в отношении такого ТС надо будет исчислить налог.
Если у организации в течение года возникает объект обложения, ей следует исчислить налог с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произведена государственная регистрация ТС. Исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ТС снято с учета.
Организации должны представлять в налоговый орган налоговую декларацию (расчет) по транспортному налогу не позднее 20 февраля года, следующего за истекшим календарным годом.
За I - III кварталы текущего налогового периода (календарного года) предусмотрена уплата организациями авансовых платежей:
1) за I квартал - в размере 1/4 годовой суммы налога, исчисленной исходя из наличия ТС на 1 января отчетного года. Уплату нужно произвести не позднее 22 марта текущего года;
2) за II квартал - в размере 1/4 годовой суммы налога за отчетный год, исчисленной исходя из наличия ТС на 1 апреля отчетного года. Уплата производится не позднее 22 июня текущего года;
3) за III квартал - в размере 1/4 суммы налога за отчетный год, исчисленной исходя из наличия ТС на 1 июля отчетного года. Уплата производится не позднее 22 сентября текущего года.
Доплату налога за отчетный год организации должны произвести не позднее 22 февраля следующего календарного года. Если суммы авансовых платежей оказались больше исчисленного по итогам года налога, они признаются излишне уплаченными суммами, которые организации вправе зачесть или вернуть в порядке, установленном ст. 66 НК.Управление по работе с плательщиками по Жабинковскому району инспекции МНС по Брестскому району информирует о следующем:
В соответствии с пунктом 192 статьи 2 Закона Республики Беларусь от 29.12.2020 № 72-З «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» (далее – Закон №72-З) с 1 января 2021 года для плательщиков установлена обязанность до начала осуществления ремесленной деятельности, а также при прекращении ремесленной деятельности представлять в налоговый орган уведомление по установленной форме (пункт 2 статьи 370 НК).
Также напоминает о необходимости доплаты сбора за осуществление ремесленной деятельности на 2021 год в размере 29 белорусских рублей (пунктом 2 статьи 371 НК установлена ставка 2 базовые величины), в срок не позднее 31 марта 2021 года (часть 1 пункта 6 статьи 2 Закона № 72-З).
Подробную информацию можно получить в Управлении по работе с плательщиками по Жабинковскому району инспекции МНС по Брестскому району по адресу: г.Жабинка, ул. Кирова, д.47 и по телефону: 35-0-40.Инспекция МНС по Брестскому району разъясняет.
Получение платного образования дает студенту (если он состоит в трудовых отношениях) либо его близким родственникам право на применение социального налогового вычета в соответствии с нормами статьи 210 Налогового Кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями, далее – НК).
К лицам, состоящим в отношениях близкого родства, относятся родители (усыновители), дети (в том числе усыновленные, удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, прадед, прабабка, правнуки, супруг (абз. 3 ч. 2 ст. 195 НК).
Обязательным условием предоставления данного вычета является получение первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования в учреждениях образования Республики Беларусь.
К вычету принимаются расходы за обучение и суммы, направленные на погашение кредитов (займов), фактически израсходованных на получение обучения.
Социальный вычет предоставляется в сумме, уплаченной в течение налогового периода за обучение (ч. 1, 2 подп. 1.1 п. 1 ст. 210, ч. 1 ст. 207 НК).
Чтобы воспользоваться социальным налоговым вычетом, необходимо представить организации, являющейся местом основной работы и источником выплаты доходов плательщику, или налоговому органу перечень документов.
Согласно пункта 3 статьи 210 НК, такими документами являются:
- справки (ее копии) учреждения образования Республики Беларусь, подтверждающей, что плательщик или его близкий родственник, его подопечный является (являлся) обучающимся учреждения образования и получает (получал) первое высшее, первое среднее специальное или первое профессионально-техническое образование, с указанием периода получения образования;
- копии договора о подготовке специалиста (рабочего, служащего) на платной основе, заключенного с учреждением образования Республики Беларусь;
- копии приказа (выписки из него) руководителя учреждения образования Республики Беларусь о стоимости обучения (ее изменении) за соответствующий период обучения - в случае отсутствия стоимости обучения в договоре о подготовке специалиста (рабочего, служащего) на платной основе;
- копий свидетельства о заключении брака, свидетельства о рождении ребенка (детей), документов, подтверждающих степень близкого родства, выписки из решения органов опеки и попечительства - при осуществлении расходов на получение образования соответственно лиц, состоящих в отношениях близкого родства, подопечных, в том числе бывших ранее подопечными;
- документов, подтверждающих фактическую оплату услуг в сфере образования, погашение (возврат) кредитов, займов (включая проценты по ним);
- копии кредитного договора - при получении кредитов банков на оплату первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования;
- копии договора займа - при получении заемных средств от белорусских организаций или белорусских индивидуальных предпринимателей;
- справки о доходах физических лиц по установленной форме, иных документов, подтверждающих получение дохода, - при предоставлении социального налогового вычета налоговым органом.
Документы, подтверждающие фактическую оплату услуг в сфере образования, погашение (возврат) кредитов, займов (включая проценты по ним), должны содержать информацию о фамилии, имени, отчестве (если таковое имеется) плательщика, либо лица, получение образования которого оплатил плательщик, сумме и дате оплаты, назначении платежа, если такие требования предусмотрены законодательством, регулирующим порядок оформления указанных документов. В случае если документы не содержат указанных реквизитов, к ним прилагается информация получателя платежа, содержащая недостающие сведения.
Право на применение социального налогового вычета имеют оба родителя независимо от того, кем из них осуществлены расходы в виде оплаты за обучение, а также на погашение (возврат) кредитов банков, займов. Это означает, что при получении социального налогового вычета применяется заявительный принцип. Независимо от того, кто указан в документах об оплате обучения в качестве плательщика (сам ребенок, отец или мать ребенка), право на получение социального налогового вычета имеет тот из родителей, кто заявил о таком праве. Однако родители не могут воспользоваться социальным налоговым вычетом в отношении одной и той же суммы расходов одновременно в полном размере (и отец, и мать ребенка) (ч. 2 подп. 1.1 п. 1 ст. 210 НК).
Налоговому агенту (в течение налогового периода) или налоговому органу (по окончании налогового периода) могут быть представлены копии документов, подтверждающих фактическую оплату услуг в сфере образования, погашение (возврат) кредитов, займов (включая проценты по ним). В этом случае представленные копии документов сверяются с их оригиналами, о чем делается соответствующая отметка на копиях документов, а на оригиналах этих документов - отметка о сумме предоставленного социального налогового вычета.
При этом при получение плательщиком социального вычета в налоговом органе он вправе представить не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в налоговый орган налоговую декларацию (расчет) по подоходному налогу с физических лиц (далее - налоговая декларация) по доходам, полученным в истекшем налоговом периоде (п. 1,2 ст. 222 НК).
В случае утери плательщиком документов на оплату налоговому агенту или налоговому органу представляется письменное подтверждение получателя денежных средств о поступлении таких средств с указанием фамилии, имени, отчества (если таковое имеется) плательщика, либо лица, получение образования которого оплатил плательщик, сумме и дате оплаты, назначении платежа (ч. 3 п. 6 ст. 210 НК).
Начало действия вычета - с месяца осуществления расходов по уплате за обучение; погашение кредита (займа), израсходованного на получение образования (п. 4 ст. 35, подп. 1.1 п. 1 ст. 210 НК).
Если в текущем календарном году социальный вычет на обучение не применялся или использовался не полностью, то неиспользованные суммы переносятся на последующие годы до полного их использования (п. 7 ст. 210 НК).
Вместе с тем, согласно части 8 пункта 1 статьи 223 НК, возврат плательщику излишне удержанного подоходного налога с физических лиц может быть произведен не позднее пяти лет со дня его уплаты в бюджет.Инспекция МНС по Брестскому району разъясняет:
Для того, что бы осуществлять деятельность по оказанию услуг репетиторства без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, следует понимать несколько важных пунктов.
Первое.
Репетиторство - это консультативные услуги по отдельным учебным предметам и дисциплинам, образовательным областям, темам (в т.ч. помощь в подготовке к централизованному тестированию).
Т.е. занятия с репетитором подразумевают преодоление трудностей в изучении учебных предметов либо отдельных тем учебных программ по учебным предметам.
Однако важно не путать репетиторство с обучением новым предметам и знаниям.
Задача репетитора - помочь лучше разобраться в изучаемом предмете, но не обучить новой дисциплине.
В случае, если вы хотите обучать ваших учеников новым знаниям, умениям, навыкам, развивать их творческие способности, вам придется зарегистрироваться в качестве ИП. Такая деятельность подпадает под понятие "обучение" и к репетиторству не относится (подп. 1.12 п. 1 ст. 1 Кодекса об образовании).
Второе.
Если же Ваша деятельность является «репетиторством», то важно, чтобы оказание услуги было самостоятельным. Так как если физическое лицо захотело привлечь наемный труд, нанять кого-то еще, например, по трудовому договору или договору подряда, то необходима регистрация в качестве ИП (ч. 3, 4 п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса).
При этом, до начала осуществления деятельности физические лица обязаны:
- подать в налоговый орган письменное уведомление лично либо через личный кабинет плательщика, с указанием видов деятельности, которые они предполагают осуществлять, в т.ч. период и место осуществления деятельности, наличие льгот, предусмотренных НК;
- до начала осуществления деятельности уплатить единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц по установленным ставкам.
Так, при осуществлении указанного вида деятельности, ставки, согласно НК, установлены в следующих размерах:
- в г. Бресте - в размере 35,00 руб.,
- в г. Барановичи и г. Пинске –32,00 руб.,
- в Брестском районе и других населенных пунктах –25,00 руб. за месяц.
С 01.01.2021 отменена обязанность по хранению в местах осуществления деятельности документов об уплате единого налога.
Подробную информацию по вопросу уплаты единого налога можно получить в инспекции МНС по месту жительства.