В век информационных технологий, когда нужно так много знать и все успеть, а времени катастрофически не хватает, преимущества различных сервисов очевидны. Это доступность, дистанционность, экономия времени и проста в использовании.
Ознакомится с электронными сервисами, предоставляемыми налоговыми органами, плательщики могут на официальном интернет-сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь nalog.gov.by., на главную страницу которого вынесен электронный сервис «Личный кабинет плательщика».
Наиболее востребованными сервисами на портале Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь традиционно являются подача налоговой отчетности в виде налоговых деклараций, бухгалтерских отчетов, балансов, а также направление в виде электронного документа заявлений по административным процедурам и запросов на разъяснение норм применения налогового законодательства. Востребованным является также сервис "Личный кабинет плательщика".
Личный кабинет –это инструмент, созданный для того, чтобы в режиме реального времени:
- подать заявку на получение документов;
- заполнить и представить в налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган;
- просмотреть поданные в налоговый орган налоговые декларации;
- подать заявление на осуществление административных процедур в электронном виде;
-посмотреть ранее поданные заявления;
- работать с документами ЕАЭС;
- уплатить налоги для плательщиков, использующих интернет-банкинг ОАО "АСБ Беларусбанк", ОАО "Белгазпромбанк", ЗАО "Альфа-Банк", ОАО "Белинвестбанк", "Приорбанк" ОАО, ОАО "Технобанк", ОАО "Белагропромбанк";
- записаться на личный прием к руководству инспекции;
- посмотреть инициативные документы, поступившие из налогового органа и др.
Как подключиться к личному кабинету?
Доступ к сервису «Личный кабинет плательщика» осуществляется одним из существующих способов:
С помощью логина и пароля. Получить логин и пароль можно лично в любой инспекции, независимо от места постановки на учет. При обращении в инспекцию при себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность.
С помощью ключа электронной цифровой подписи (далее - ЭЦП). Сертификат открытого ключа проверки электронной цифровой подписи выдается удостоверяющим центром, аккредитованным в Государственной системе управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь и храниться на USB-ключе.
Многие организации и индивидуальные предприниматели на сегодняшний день, взаимодействуют с налоговыми органами в режиме онлайн, подключаясь к системе электронного декларирования EDeclaration - приложение "Автоматизированное рабочее место Плательщика" (далее - EDeclaration).
EDeclaration позволяет создавать и направлять всю необходимую налоговую отчетность в электронном виде в налоговые органы. Днем подачи электронной декларации является дата ее приема, зафиксированная с помощью указанного программного средства.
Также в EDeclaration можно создавать регистры, которые будут использоваться для заполнения электронных деклараций, такие как:
- регистр УСН (УСН);
- регистр налоговых вычетов (НДС);
- регистр оборотов по реализации товаров, работ и услуг (НДС);
- регистр используемых земельных участков (земельный налог);
- регистр для расчета суммы арендной платы (земельный налог);
- регистр доходов от реализации (налог на прибыль);
- регистр расходов (налог на прибыль);
- регистр внереализационных расходов (налог на прибыль);
- регистр доходов от внереализационных операций (налог на прибыль);
- регистр налогов и сборов, уплачиваемых из выручки (налог на прибыль);
- регистр отчислений в инновационный фонд (налог на прибыль);
- и др.
Кроме того, EDeclaration содержит перечень справочников - это общая информация, которая может понадобиться для заполнения налоговых деклараций. В частности, справочники по видам деятельности, видам валют, размерам базовой величины, льготам, ставкам по налогам, категорий земель, условий применения УСН, справочник инспекций и др.
Помимо подачи налоговых деклараций в электронном виде EDeclaration позволяет также направлять в налоговый орган такие документы, как:
- заявление о зачете (возврате) излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов;
- заявление о возврате разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
- уведомление о переходе на УСН;
- заявление о зачете сумм налогов, сборов (пошлин), пеней в счет исполнения налогового обязательства иного лица, уплаты начисленных такому лицу пеней;
- заявление о переносе срока проведения плановой проверки;
- перечень дебиторов и др.
Можно также направлять письменные запросы (в т.ч. с приложением электронных копий документов) о разъяснении норм законодательства, запрашивать выписки из лицевых счетов и др.
Посредством EDeclaration можно проверить, получен ли налоговым органом отправленный электронный документ, а также принята ли инспектором декларация. Созданные электронные документы, принятые инспектором налоговые декларации, а также полученные ответы налогового органа можно просматривать в формате PDF, сохранять на машинный носитель, а также распечатывать, в т.ч. с отображением электронных подписей.
Подключение к системе электронного декларирования дает возможность отправлять также отчеты в Белгосстрах, ФСЗН, органы государственной статистики и взаимодействовать с Министерством юстиции Республики Беларусь.
Как подключиться к электронному декларированию
Чтобы подключить систему электронного декларирования, организации или индивидуальному предпринимателю нужно зарегистрироваться в качестве потребителя республиканского удостоверяющего центра Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь (далее - РУЦ ГосСУОК).
Для этого можно обратиться непосредственно в Удостоверяющий центр инфраструктуры открытых ключей (г. Брест, ул. Малая, 2,Деятельность налоговых органов носит предупредительный характер работы и ориентирует плательщиков к добровольному исполнению налоговых обязательств. Одной из форм налогового контроля является камеральная проверка, которая проводится на основании показателей налоговых деклараций (расчетов), представленных плательщиком и иных документов и сведений о деятельности плательщика, которыми располагает налоговый орган.
В случае выявления по результатам последующего этапа камеральной проверки отклонений, плательщику направляется уведомление о необходимости внесения соответствующих исправлений в налоговые декларации (расчеты) либо предоставлении пояснений о причинах отклонений.
Соответственно целью камерального контроля является не составление акта камеральной проверки, а предоставление плательщику времени и права на добровольное устранение отклонений или исполнение налоговых обязательств.
К камеральному контролю может прибегать не только налоговый орган, но и плательщик - в целях самоконтроля. Целесообразно проводить самоконтроль перед подачей декларации по налогу на добавленную стоимость. В АИС "Учет счетов-фактур" предусмотрен функционал, позволяющий самостоятельно, то есть до подачи декларации по НДС, провести ее предварительный контроль и исправить ошибки.
По результатам проведения камерального контроля за январь-май 2021 года в адрес плательщиков инспекцией по Брестскому району направлено 172 уведомления об установленных отклонениях и необходимости внесения соответствующих исправлений в налоговые декларации (расчеты), либо представления в установленный законодательством срок в налоговый орган пояснений о причинах таких отклонений. Дополнительно в бюджет поступило 916,00 тыс. рублей, предотвращен необоснованны возврат из бюджета налога на добавленную стоимость 631,3 тыс. рублей.Объектом обложения сбором с заготовителей признается осуществление промысловой заготовки (закупки) дикорастущих растений (их частей), грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения в целях их промышленной переработки или реализации, за исключением их заготовки, при которой плательщиком внесена плата за побочное лесное пользование либо применено освобождение от указанной платы (пункт 1 статьи 321 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями)) (далее – НК).
Сумма сбора с заготовителей определяется как произведение налоговой базы и ставки сбора с заготовителей (пункт 2 статьи 322 НК).
Налоговая база определяется как стоимость объема заготовки (закупки), определенная исходя из заготовительных (закупочных) цен (пункт 2 статьи 321 НК).
Ставка сбора установлена Решением Брестского районного Совета депутатов от 14.01.2016 № 110 «Об установлении на территории Брестского района местных налога и сборов, введение их в действие» (с изменениями и дополнениями) в размере 5 %.
Индивидуальные предприниматели ежеквартально представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) по сбору с заготовителей не позднее 20-го числа и уплачивают сбор не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (пункты 3, 4 статьи 322 НК).
Суммы сбора включаются индивидуальными предпринимателями в расходы, учитываемые при исчислении подоходного налога с физических лиц (ст. 323 НК).
ИМНС по Брестскому району разъясняет.
Физические лица вправе сдавать жилые (нежилые) помещения внаем (аренду) другим физическим лицам. При этом от того на какой период сдается помещение зависит как правильно оформить данный вид деятельности и какой налог следует уплатить.
Так, для сдачи жилых (нежилых) помещений внаем (аренду) на долгосрочный период, необходимо следующее:
1. заключить в письменной форме договор найма жилого помещения (аренды нежилого помещения).
2. зарегистрировать договор в местном исполнительном и распорядительном органе или в организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда.
Процедура регистрации договора найма бесплатная.
3. произвести уплату подоходного налога в фиксированных суммах.
Ставка подоходного налога с физических лиц в фиксированных суммах для физических лиц, сдающих жилые помещения в г. Бресте, установлена в размере 32,20 бел. руб. за месяц за каждую сдаваемую комнату; в городах районного подчинения (г.Жабинка) и поселках городского типа –15,50 бел. руб., в иных населенных пунктах и территориях –11,10 бел. руб.
При сдаче жилых (нежилых) помещений внаем (аренду) на краткосрочный период, необходимо следующее:
1. подать в налоговый орган письменное уведомление лично либо через личный кабинет плательщика, с указанием вида деятельности, периода и места осуществления деятельности (сведения об объекте недвижимого имущества).
2. произвести уплату единого налога, сумму которого на основании полученного письменного уведомления исчислит налоговый орган.
Так, ставка единого налога с физических лиц, сдающих жилые помещения, садовые домики, дачи для краткосрочного проживания (за каждое жилое помещение, садовый домик, дачу) в г. Бресте, установлена в размере 122,00 бел. руб. за месяц; в иных населенных пунктах – 75,00 бел. руб. за месяц.- подать в налоговый орган письменное уведомление лично либо через личный кабинет плательщика, с указанием видов деятельности, которые они предполагают осуществлять, в т.ч. период и место осуществления деятельности, наличие льгот, предусмотренных Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее – НК);
- уплатить единый налог с физических лиц по установленным ставкам (приложение 24 к НК).
С 01.01.2022 перечень видов деятельности, не относящихся к предпринимательской, расширен следующими позициями:
- услуги учителя-дефектолога;
- ландшафтное проектирование;
- курьерская деятельность (деятельность по доставке товаров, посылок, пакетов);
- чистка салонов транспортных средств;
- содержание могил и уход за ними;
- аренда, прокат развлекательного и спортивного оборудования (велосипеды, коньки, туристическое снаряжение и прочее).
НК предусмотрены льготы, т.е. ставки единого налога снижаются для следующих категорий граждан:
- плательщиков – пенсионеров по возрасту – на 20%;
- плательщиков – инвалидов – на 20%;
- плательщиков – родителей многодетных семей – на 20%;
- плательщиков – родителей, воспитывающих детей-инвалидов – на 20%;
- плательщиков - родителей, являющихся инвалидами I и II группы и воспитывающих несовершеннолетних детей и (или) детей, получающих образование в дневной форме получения образования – на 100%.
При наличии у плательщика права на снижение установленной ставки единого налога одновременно по нескольким основаниям, эта ставка понижается на 45 %.
Более подробную информацию по данному вопросу можно получить по телефонам: 28-53-06, 51-16-72, 51-16-70, 28-53-45.Инспекция МНС по Брестскому району разъясняет.
I. Физические лица вправе осуществлять без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (при условии самостоятельного осуществления деятельности, без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам) такие виды деятельности как: видеосъемка событий; фотосъемка, изготовление фотографий; оказание услуг по выращиванию сельскохозяйственной продукции, предоставление услуг по дроблению зерна, отжиму сока, выпас скота; деятельность по оказанию услуг в разработке веб-сайтов и других компьютерных услуг; деятельность по оказанию парикмахерских и косметических услуг, а также услуг по маникюру и педикюру; деятельность физическими лицами по музыкальному обслуживанию свадеб, юбилеев, предоставление услуг тамадой и иные виды деятельности, указанные в пункте 3 статьи 337 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК).
При этом, до начала осуществления деятельности физические лица обязаны:
- подать в налоговый орган письменное уведомление лично либо через личный кабинет плательщика, с указанием видов деятельности, которые они предполагают осуществлять, в т.ч. период и места осуществления деятельности, наличие льгот, предусмотренных НК;
- до начала осуществления деятельности уплатить единый налог с физических лиц по установленным ставкам.
В зависимости от места осуществления вышепоименованных видов деятельности, приложением 24 к НК установлены следующие размеры ставок единого налога, бел. руб.:
|
г. Брест |
Брестский р-н |
видеосъемка событий |
112,00 |
68,00 |
фотосъемка, изготовление фотографий |
104,00 |
63,00 |
оказание услуг по выращиванию сельскохозяйственной продукции, предоставление услуг по дроблению зерна, отжиму сока, выпас скота |
20,00 |
14,00 |
деятельность по оказанию услуг в разработке веб-сайтов и других компьютерных услуг |
101,00 |
46,00 |
деятельность по оказанию парикмахерских и косметических услуг, а также услуг по маникюру и педикюру |
96,00 |
35,00 |
деятельность физическими лицами по музыкальному обслуживанию свадеб, юбилеев, предоставление услуг тамадой |
110,00 |
63,00 |
НК предусмотрены льготы, т.е. ставки единого налога снижаются для следующих категорий граждан:
- плательщиков – пенсионеров по возрасту – на 20%;
- плательщиков – инвалидов – на 20%;
- плательщиков – родителей многодетных семей – на 20%;
- плательщиков – родителей, воспитывающих детей-инвалидов – на 20%;
- плательщиков - родителей, являющихся инвалидами I и II группы и воспитывающих несовершеннолетних детей и (или) детей, получающих образование в дневной форме получения образования – на 100%.
При наличии у плательщика права на снижение установленной ставки единого налога одновременно по нескольким основаниям, эта ставка понижается на 45 %.
С 01.01.2021 отменена обязанность по хранению в местах осуществления деятельности документов об уплате единого налога.
II.Физические лица вправе сдавать жилые (нежилые) помещения внаем (аренду) другим физическим лицам. При этом от того на какой период сдается помещение зависит как правильно оформить данный вид деятельности и какой налог следует уплатить.
Так, для сдачи жилых (нежилых) помещений внаем (аренду) на долгосрочный период, необходимо следующее:
1. заключить в письменной форме договор найма жилого помещения (аренды нежилого помещения).
2. зарегистрировать договор в местном исполнительном и распорядительном органе или в организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда.
Процедура регистрации договора найма бесплатная.
3. произвести уплату подоходного налога в фиксированных суммах.
Ставка подоходного налога с физических лиц в фиксированных суммах для физических лиц, сдающих жилые помещения в г. Бресте, установлена в размере 32,20бел. руб. за месяц за каждую сдаваемую комнату; в городах районного подчинения и поселках городского типа –15,50 бел. руб., в иных населенных пунктах и территориях –11,10бел. руб.
При сдаче жилых (нежилых) помещений внаем (аренду) на краткосрочный период, необходимо следующее:
1.подать в налоговый орган письменное уведомление лично либо через личный кабинет плательщика, с указанием вида деятельности, периода и места осуществления деятельности (сведения об объекте недвижимого имущества).
2. произвести уплату единого налога, сумму которого на основании полученного письменного уведомления исчислит налоговый орган.
Так, ставка единого налога с физических лиц, сдающих жилые помещения, садовые домики, дачи для краткосрочного проживания (за каждое жилое помещение, садовый домик, дачу) в г. Бресте, установлена в размере 122,00 бел. руб. за месяц; в иных населенных пунктах – 75,00 бел. руб. за месяц.Вот уже несколько лет успешно функционирует такая форма контроля налоговых органов как камеральная проверка, позволяющая дистанционно, с использованием информационных ресурсов, выявлять ошибки, допускаемые субъектами хозяйствования.
Следует отметить, что основной целью камеральной проверки является предоставление плательщику права самостоятельно устранить нарушение, выявленное налоговым органом, и доплатить налог, сбор (пошлину).
Камеральная проверка состоит из двух этапов: предварительного и последующего.
Предварительный этап камеральной проверки, как правило, проводится автоматически с использованием программных и технических средств, на данном этапе проверяются:
своевременность постановки на учет;
своевременность представления налоговых деклараций, соблюдение порядка их заполнения и правильность оформления реквизитов, в том числе соответствие реквизитов сведениям, содержащимся в Государственном реестре плательщиков;
правильность арифметического подсчета, своевременность и полнота уплаты сумм налогов, сборов (пошлин), пеней;
соблюдение требований по обеспечению зачисления выручки на расчетный счет в предусмотренном законодательством порядке.
В случае выявления на предварительном этапе камеральной проверки каких-либо нарушений (отклонений) плательщику направляется информационное сообщение, содержащее перечень ошибок, по результатам изучения которого предлагается не позднее пяти рабочих дней внести исправления в налоговую декларацию или представить пояснения.
Последующий этап камеральной проверки проводится в отношении представленных налоговых деклараций, на данном этапе проверяются:
полнота исчисления налогов, сборов (пошлин) и достоверность сведений, указанных плательщиком в налоговых декларациях и других документах, обязанность представления которых установлена законодательством, либо их непредставление;
соответствие данных, содержащихся в налоговой декларации и прилагаемых к ней документах и (или) информации, иным имеющимся в налоговом органе документам и (или) информации о деятельности плательщика;
обоснованность применения налоговых ставок и налоговых льгот;
иные вопросы, связанные со своевременным и полным исполнением налоговых обязательств.
При выявлении каких-либо нарушений (отклонений) на последующем этапе камеральной проверки плательщику направляется уведомление с предложением не позднее десяти рабочих дней представить дополнительные документы, информацию, пояснения, либо внести соответствующие исправления в налоговую декларацию.
Следует отметить, что при добровольном устранении субъектом хозяйствования нарушений, повлекших неуплату или неполную уплату суммы налога, контролирующим органом не применяются меры ответственности в отношении субъекта и (или) его должностных лиц.
Если после получения уведомления плательщиком не представлены дополнительные документы, информация, пояснения, уточненная декларация, либо представлены пояснения, которые налоговым органом не приняты как обоснованные, составляется акт камеральной проверки либо рассматривается вопрос о назначении внеплановой проверки, если выявленное нарушение не может быть полностью подтверждено камеральной проверкой.
Так, за январь-май 2021 года налоговыми органами Брестской области в рамках осуществления последующего этапа камеральной проверки в адрес субъектов хозяйствования направлено 1652 уведомления, в ответ на которые плательщиками представлены уточненные налоговые декларации или пояснения, сумма добровольно уплаченных налогов составила более 6,6 млн. рублей, предотвращен необоснованный возврат налога на добавленную стоимость из бюджета в сумме более 3,1 млн. рублей.
Таким образом, камеральный контроль с одной стороны позволяет снизить вмешательство налоговых органов в хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования, а с другой стороны, путем использование мер профилактического и предупредительного характера, – выявить и исправить ошибки, допускаемые субъектами хозяйствования при исчислении и уплате налогов и сборов.
Согласно пункта 1 статьи 337 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее НК) объектом налогообложения единым налогом для плательщиков - индивидуальных предпринимателей признается оказание потребителям следующих услуг (выполнение работ), в том числе в случае их оплаты за потребителя организациями и индивидуальными предпринимателями:
- предоставление мест для краткосрочного проживания (подпункт 1.1.8 пункта 1 статьи 337 НК);
- сдача в аренду (субаренду), наем (поднаем) жилых помещений, садовых домиков, дач, машино-мест (кроме предоставления мест для краткосрочного проживания) (подпункт 1.1.9 пункта 1 статьи 337 НК);
Потребитель - физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее или использующее товары (работы, услуги) исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (абзац 5 статьи 355 НК).
Под "краткосрочной" сдачей понимается предоставление жилья по двум и более договорам найма (поднайма), заключенным в одном календарном году на срок не более 15 дней каждый (пункт 47 статьи 1 Жилищного кодекса Республики Беларусь).
Индивидуальные предприниматели самостоятельно исчисляют сумму единого налога исходя из налоговой базы и ставок налога, установленных в населенном пункте, в котором они осуществляют деятельность (часть 1 пункта 1 статьи 342 НК).
Так в частности в Брестской области установлены следующие ставки единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц в зависимости от территории осуществления деятельности (места расположения сдаваемого помещения):
- по предоставление мест для краткосрочного проживания: г. Брест – 100,05 руб. за месяц, г. Барановичи, г. Пинск – 72,45 руб. за месяц, г. Береза, г. Ивацевичи, г. Кобрин, г. Лунинец – 66,70 руб. за месяц, города районного подчинения, за исключением г. Береза, г. Ивацевичи, г. Кобрин, г. Лунинец – 62,10 руб. за месяц, поселки городского типа, сельские населенные пункты – 35,65 руб. за месяц (пункт 38 таблицы 2 Приложения к решению Брестского областного Совета депутатов № 218 от 16.12.2016 г. «Об установлении ставок единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц и признании утратившими силу решений Брестского областного Совета депутатов от 3 марта 2016 г. № 145 и от 27 сентября 2016 г. № 191);
- по сдаче в аренду (субаренду), наем (поднаем) жилых помещений, садовых домиков, дач, (кроме предоставления мест для краткосрочного проживания): г. Брест – 30 руб. за месяц, г. Барановичи, г. Пинск – 15 руб. за месяц, другие населенные пункты – 12 руб. за месяц (подпункт 1.9 пункта 1 приложения № 24 к НК);
При этом следует обратить внимание, что при осуществлении индивидуальным предпринимателем в отчетном периоде предоставления мест для краткосрочного проживания или сдачи в аренду помещений, единый налог уплачивается по каждой сдаваемой жилой комнате в квартире, жилом доме, по каждому садовому домику, по каждой даче (часть 1 пункта 11 статьи 342 НК).
В соответствии с частью 2 пункта 11 статьи 342 при предоставлении в отчетном периоде в одном жилом доме, одной квартире, в одном садовом домике, в одной даче мест для краткосрочного проживания и одновременной сдачи этого же помещения в аренду (субаренду), наем (поднаем) единый налог уплачивается по тому виду работ (услуг), по которому установлена наиболее высокая ставка единого налога с учетом положений части первой настоящего пункта.
В соответствии с пунктом 14 статьи 342 НК при превышении валовой выручки над сорокакратной суммой единого налога за соответствующий отчетный период без учета норм пунктов 1 и 2 статьи 340 НК индивидуальными предпринимателями исчисляется доплата единого налога в размере 5 процентов с суммы такого превышения.
Налоговая декларация (расчет) по единому налогу представляется индивидуальными предпринимателями в налоговый орган по месту постановки на учет не позднее 1-го числа отчетного периода (пункт 26 статьи 342 НК).
Отчетным периодом единого налога для индивидуальных предпринимателей признается календарный квартал, в котором осуществляется деятельность (часть 2 статьи 341 НК).
Советом Министров Республики Беларусь 23.04.2021 принято постановление №250 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 29.12.2020 №496» (далее - постановление).
Постановление принято в целях реализации Указа Президента Республики Беларусь от 29.12.2020 №496 «О прослеживаемости товаров» (далее – Указ №496), предусматривающего создание системы прослеживаемости товаров, под которой понимается информационная система сбора, учета, хранения, обработки и контроля сведений о товарах и операциях, связанных с оборотом товаров, внедрение которой предусмотрено Соглашением о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза, от 29.05.2020.
Так, в частности постановлением устанавливаются:
перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом прослеживаемости (далее – перечень);
единицы измерения, подлежащие указанию в электронных накладных;
необходимость, порядок и сроки представления сведений об остатках товаров, включенных в перечень;
порядок осуществления EDI-провайдером контроля за соответствием электронных накладных установленным форматам, заполнением дополнительных реквизитов, подлежащих указанию в электронной накладной, а также проверки наличия в Программном комплексе «Система прослеживаемости товаров» (далее – ПК СПТ) сведений о товарах, указанных в электронных накладных;
порядок отказа EDI-провайдера в передаче EDI-провайдеру грузополучателя или грузополучателю электронных накладных в случаях их несоответствия установленным форматам, незаполнения дополнительных реквизитов, подлежащих указанию в электронной накладной, а также отсутствия в ПК СПТ сведений о товарах, указанных в электронных накладных;
дополнительные реквизиты, подлежащие указанию в электронных накладных.
В соответствии с постановлением в Республике Беларусь с 1 декабря 2021 г. вводится прослеживаемость в отношении двух товарных групп:
холодильники и морозильники бытовые, классифицируемые кодами единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – ТН ВЭД ЕАЭС) 8418 10 200 1, 8418 10 800 1, 8418 21 100 0, 8418 21 510 0,
8418 21 590 0, 8418 21 910 0, 8418 21 990 0, 8418 30 200 1, 8418 30 800 1, 8418 40 200 1, 8418 40 800 1;
шины и покрышки пневматические резиновые новые, классифицируемые кодами ТН ВЭД ЕАЭС 4011 10 000 3,
4011 10 000 9, 4011 20 100 0, 4011 20 900 0, 4011 40 000 0, 4011 50 000 1,
4011 50 000 9, 4011 70 000 0, 4011 80 000 0, 4011 90 000 0.
Прослеживаемости будут подлежать также остатки таких товаров, имеющихся у субъектов хозяйствования по состоянию на 01.12.2021. При этом постановлением предусматривается, что сведения об остатках товаров, включенных в перечень товаров, представляются субъектами хозяйствования в налоговые органы по месту постановки на учет в виде электронного документа до осуществления операций, связанных с оборотом остатков таких товаров, но не позднее сроков, установленных в перечне (в отношении холодильников и морозильников – не позднее
01 февраля 2022 г., в отношении шин и покрышек – не позднее 1 апреля 2022 г.).
Также постановлением установлено, что при осуществлении операций, связанных с оборотом товаров, включенных в перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом информационного взаимодействия с государствами-членами Евразийского экономического союза, и (или) перечень товаров, сведения об обороте которых являются предметом прослеживаемости
(далее – перечни), в товарно-транспортных и товарных накладных в виде электронных документов подлежат указанию следующие дополнительные реквизиты:
код товара на уровне десяти знаков в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС;
единицы измерения, подлежащие указанию в электронных накладных, установленные Советом Министров Республики Беларусь (далее – единицы измерения, в отношении холодильников и морозильников, а также шин и покрышек – штуки);
количество товара в единицах измерения;
цена за единицу измерения товара;
тип, дата и номер приходного документа, по которому был получен товар, указываемый в электронной накладной;
номер строки в приходном документе, по которому был получен товар, указываемый в электронной накладной.
При составлении субъектами хозяйствования электронных сообщений, создаваемых грузоотправителем при отгрузке товаров, включенных в перечни, в адрес организации, местом нахождения которой не является Республика Беларусь, и (или) иностранного гражданина, и (или) лица без гражданства, осуществляющих предпринимательскую и иную хозяйственную (экономическую) деятельность, в таких сообщениях в дополнение к реквизитам, установленным для товарно-транспортных и товарных накладных в виде электронных документов буду указываться следующие реквизиты:
серия и номер бланка товарной накладной, составляемой на бумажном носителе, которая будет использоваться при доставке грузополучателю указанных в сообщении товаров посредством почтовой связи или иного вида доставки, включая доставку железнодорожным, воздушным, водным, автомобильным (при международной автомобильной перевозке) транспортом;
код страны грузополучателя;
наименование страны грузополучателя;
код страны, по территории которой осуществляется перевозка товаров;
наименование страны, по территории которой осуществляется перевозка товаров.
Кроме того, постановлением регламентирован порядок осуществления контроля за соответствием электронных накладных установленным форматам, заполнением дополнительных реквизитов, подлежащих указанию в электронной накладной, а также проверки наличия в ПК СПТ сведений о товарах, указанных в электронных накладных и отказа в дальнейшей передаче электронной накладной в случае установления их несоответствия установленным форматам, незаполнения дополнительных реквизитов, подлежащих указанию в электронной накладной, а также отсутствия в ПК СПТ сведений о товарах, указанных в электронных накладных.
Так, в частности постановлением предусматривается, что EDI-провайдер при получении от субъекта хозяйствования – грузоотправителя электронной накладной, содержащей сведения о прослеживаемых товарах обязан:
осуществить контроль за соответствием электронных накладных форматам, установленным постановлением;
Справочно. В настоящее время такие форматы установлены постановлением Национальной академии наук Беларуси, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 19.12.2019 № 12/76/42/20.
проконтролировать заполнение в электронной накладной всех дополнительных реквизитов (указание всех сведений), обязательность которых установлена постановлением;
осуществить запрос в ПК СПТ на предмет наличия в нем сведения о товарах, указанных в электронных накладных.
В случае установления EDI-провайдером несоответствий по результатам проверки самостоятельно (на предмет соответствия установленным форматам и заполнением всех обязательных реквизитов) либо при получении отрицательного ответа от ПК СПТ постановлением предусматривается, что такие электронные накладные не подлежат дальнейшей передаче и возвращаются создавшему их субъекту хозяйствования с приложением информации о причине такого возврата.
Одновременно, учитывая, что Указом № 496 на EDI-провайдеров возлагается ряд обязанностей по обеспечению реализации механизма прослеживаемости, постановлением предусматривается установление дополнительного требования к EDI-провайдерам в части обеспечения работоспособности информационной системы электронного документооборота EDI-провайдера в части взаимодействия с МНС по представлению сведений, подлежащих контролю и (или) включению в ПК СПТ.
Учитывая, что в соответствии с нормами Указа № 496 функционирование ПК СПТ обеспечивается МНС, проектом постановления предусматривается, что порядок подтверждения работоспособности информационной системы электронного документооборота EDI-провайдера в части взаимодействия с МНС по представлению сведений, подлежащих контролю и (или) включению в ПК СПТ, будет устанавливаться МНС.
Постановление вступает в силу с 1 июля 2021 г.