Целью недобросовестных плательщиков вне зависимости от методов ее достижения является минимизация налогов. При этом такая минимизация может достигаться различными способами, в том числе выплатой заработной платы «в конвертах», т.е. без отражения ее на счетах бухгалтерского учета и без документального оформления при трудоустройстве.
Несмотря на проводимые государственными органами мероприятия по пресечению выплаты заработной платы «в конвертах», данная проблема актуальна и на сегодняшний день.
Решение данной проблемы во многом зависит и от сознательности самих граждан при их трудоустройстве. Зачастую граждане обращаются в контролирующие органы по факту уже допущенных нарушений трудового законодательства при их увольнении.
При официальном трудоустройстве работник имеет не только право на своевременное и в полном объеме получение зарплаты, но и все права, предусмотренные трудовым законодательством (право на пособия по временной нетрудоспособности, по уходу за ребенком, пособия по беременности и родам, пособия по безработице и другие виды выплат социального обеспечения), а также включение периода работы у нанимателя в его трудовой стаж, уплату работодателем страховых взносов и т.д.
При этом, все операции, связанные с начислением и выплатой зарплаты, отражаются в регистрах бухгалтерского учета нанимателя и документально подтверждены. В частности, работник в расчетном листке может увидеть все начисленные нанимателем суммы и суммы, подлежащие удержанию, по каждому виду начисления (удержания).
В случае установления контролирующим органом факта неправомерного неудержания и неперечисления подоходного налога налоговым агентом этот налог у физического лица не удерживается. Его уплачивает налоговый агент за счет собственных средств. Под неправомерным неудержанием и неперечислением в бюджет суммы подоходного налога следует понимать невыполнение налоговым агентом в установленный срок обязанности по удержанию из доходов плательщика и перечислению в бюджет суммы подоходного налога, выразившееся в неотражении сведений об объекте налогообложения в налоговом и (или) бухгалтерском учете при его фактическом наличии, установленном на основании собранных доказательств либо данных, представленных правоохранительными органами.
Внесение этих положений направлено в первую очередь на предотвращение фактов выплаты заработной платы в конвертах и является своеобразной мерой воздействия на недобросовестных налоговых агентов, выплачивающих такие доходы без отражения сведений о них в налоговом и (или) бухгалтерском учете.
Организации, выплачивающие заработную плату работникам в незначительных размерах, так же находятся на контроле у налоговой инспекции."Входной" налог на добавленную стоимость (далее – НДС) на основании подписанных электронных счет-фактур принимается к вычету при приобретении (ввозе) объектов после того, как суммы налога отражаются в бухгалтерском учете и книге покупок (если она ведется). То есть на момент обнаружения недостачи готовой продукции суммы НДС по объектам, использованным в процессе производства, как правило, уже приняты к вычету. Поэтому ранее принятую к вычету сумму НДС нужно восстановить.
В случае установления недостачи продукции,уменьшение налоговых вычетов производится в том отчетном периоде, в котором установлена данная недостача. Дата утраты (недостачи) товара определяется как дата составления документа, подтверждающего недостачу товаров. Если недостача товара установлена при проведении инвентаризации, то уменьшение налоговых вычетов производится в том отчетном периоде, в котором результаты инвентаризации подлежат отражению в учете в соответствии с законодательством.
Налоговые вычеты подлежат уменьшению на суммы НДС, принятые им ранее к вычету по товарам, по которым установлена недостача.
Если размер ранее принятой к вычету суммы НДС определить невозможно, восстановление осуществляется исходя из расчетной суммы вычетов,равной 20% от стоимости товаров. На практике установить фактические суммы НДС, предъявленные при приобретении объектов (уплаченные при ввозе товаров), израсходованных в производстве продукции, очень сложно или невозможно. Поэтому вычеты восстанавливают исходя из фактической себестоимости недостающей продукции.
Согласно пункту 34 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29 июня 2011 г. № 50 (с изменениями и дополнениями), счет 43 "Готовая продукция" предназначен для обобщения информации о наличии и движении готовой продукции в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность.
Стоимость готовой продукции, изготовленной для реализации или предназначенной для собственных нужд организации, отражается по дебету счета 43 "Готовая продукция" и кредиту счетов учета затрат на производство.
Учитывая изложенное, восстановление налоговых вычетов по НДС осуществляется исходя из фактической себестоимости готовой продукции и производится по формуле 120 х (20 / 100)."Входной" налог на добавленную стоимость (далее – НДС) на основании подписанных электронных счет-фактур принимается к вычету при приобретении (ввозе) объектов после того, как суммы налога отражаются в бухгалтерском учете и книге покупок (если она ведется). То есть на момент обнаружения недостачи готовой продукции суммы НДС по объектам, использованным в процессе производства, как правило, уже приняты к вычету. Поэтому ранее принятую к вычету сумму НДС нужно восстановить.
В случае установления недостачи продукции,уменьшение налоговых вычетов производится в том отчетном периоде, в котором установлена данная недостача. Дата утраты (недостачи) товара определяется как дата составления документа, подтверждающего недостачу товаров. Если недостача товара установлена при проведении инвентаризации, то уменьшение налоговых вычетов производится в том отчетном периоде, в котором результаты инвентаризации подлежат отражению в учете в соответствии с законодательством.
Налоговые вычеты подлежат уменьшению на суммы НДС, принятые им ранее к вычету по товарам, по которым установлена недостача.
Если размер ранее принятой к вычету суммы НДС определить невозможно, восстановление осуществляется исходя из расчетной суммы вычетов,равной 20% от стоимости товаров. На практике установить фактические суммы НДС, предъявленные при приобретении объектов (уплаченные при ввозе товаров), израсходованных в производстве продукции, очень сложно или невозможно. Поэтому вычеты восстанавливают исходя из фактической себестоимости недостающей продукции.
Согласно пункту 34 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29 июня 2011 г. № 50 (с изменениями и дополнениями), счет 43 "Готовая продукция" предназначен для обобщения информации о наличии и движении готовой продукции в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность.
Стоимость готовой продукции, изготовленной для реализации или предназначенной для собственных нужд организации, отражается по дебету счета 43 "Готовая продукция" и кредиту счетов учета затрат на производство.
Учитывая изложенное, восстановление налоговых вычетов по НДС осуществляется исходя из фактической себестоимости готовой продукции и производится по формуле 120 х (20 / 100).Изменения в заполнении электронных счетов-фактур
В век информационных технологий, когда нужно так много знать и все успеть, а времени катастрофически не хватает, преимущества различных сервисов очевидны. Это доступность, дистанционность, экономия времени и проста в использовании.
Ознакомится с электронными сервисами, предоставляемыми налоговыми органами, плательщики могут на официальном интернет-сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь nalog.gov.by., на главную страницу которого вынесен электронный сервис «Личный кабинет плательщика».
Наиболее востребованными сервисами на портале Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь традиционно являются подача налоговой отчетности в виде налоговых деклараций, бухгалтерских отчетов, балансов, а также направление в виде электронного документа заявлений по административным процедурам и запросов на разъяснение норм применения налогового законодательства. Востребованным является также сервис "Личный кабинет плательщика".
Личный кабинет –это инструмент, созданный для того, чтобы в режиме реального времени:
- подать заявку на получение документов;
- заполнить и представить в налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган;
- просмотреть поданные в налоговый орган налоговые декларации;
- подать заявление на осуществление административных процедур в электронном виде;
-посмотреть ранее поданные заявления;
- работать с документами ЕАЭС;
- уплатить налоги для плательщиков, использующих интернет-банкинг ОАО "АСБ Беларусбанк", ОАО "Белгазпромбанк", ЗАО "Альфа-Банк", ОАО "Белинвестбанк", "Приорбанк" ОАО, ОАО "Технобанк", ОАО "Белагропромбанк";
- записаться на личный прием к руководству инспекции;
- посмотреть инициативные документы, поступившие из налогового органа и др.
Как подключиться к личному кабинету?
Доступ к сервису «Личный кабинет плательщика» осуществляется одним из существующих способов:
С помощью логина и пароля. Получить логин и пароль можно лично в любой инспекции, независимо от места постановки на учет. При обращении в инспекцию при себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность.
С помощью ключа электронной цифровой подписи (далее - ЭЦП). Сертификат открытого ключа проверки электронной цифровой подписи выдается удостоверяющим центром, аккредитованным в Государственной системе управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь и храниться на USB-ключе.
Многие организации и индивидуальные предприниматели на сегодняшний день, взаимодействуют с налоговыми органами в режиме онлайн, подключаясь к системе электронного декларирования EDeclaration - приложение "Автоматизированное рабочее место Плательщика" (далее - EDeclaration).
EDeclaration позволяет создавать и направлять всю необходимую налоговую отчетность в электронном виде в налоговые органы. Днем подачи электронной декларации является дата ее приема, зафиксированная с помощью указанного программного средства.
Также в EDeclaration можно создавать регистры, которые будут использоваться для заполнения электронных деклараций, такие как:
- регистр УСН (УСН);
- регистр налоговых вычетов (НДС);
- регистр оборотов по реализации товаров, работ и услуг (НДС);
- регистр используемых земельных участков (земельный налог);
- регистр для расчета суммы арендной платы (земельный налог);
- регистр доходов от реализации (налог на прибыль);
- регистр расходов (налог на прибыль);
- регистр внереализационных расходов (налог на прибыль);
- регистр доходов от внереализационных операций (налог на прибыль);
- регистр налогов и сборов, уплачиваемых из выручки (налог на прибыль);
- регистр отчислений в инновационный фонд (налог на прибыль);
- и др.
Кроме того, EDeclaration содержит перечень справочников - это общая информация, которая может понадобиться для заполнения налоговых деклараций. В частности, справочники по видам деятельности, видам валют, размерам базовой величины, льготам, ставкам по налогам, категорий земель, условий применения УСН, справочник инспекций и др.
Помимо подачи налоговых деклараций в электронном виде EDeclaration позволяет также направлять в налоговый орган такие документы, как:
- заявление о зачете (возврате) излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов;
- заявление о возврате разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
- уведомление о переходе на УСН;
- заявление о зачете сумм налогов, сборов (пошлин), пеней в счет исполнения налогового обязательства иного лица, уплаты начисленных такому лицу пеней;
- заявление о переносе срока проведения плановой проверки;
- перечень дебиторов и др.
Можно также направлять письменные запросы (в т.ч. с приложением электронных копий документов) о разъяснении норм законодательства, запрашивать выписки из лицевых счетов и др.
Посредством EDeclaration можно проверить, получен ли налоговым органом отправленный электронный документ, а также принята ли инспектором декларация. Созданные электронные документы, принятые инспектором налоговые декларации, а также полученные ответы налогового органа можно просматривать в формате PDF, сохранять на машинный носитель, а также распечатывать, в т.ч. с отображением электронных подписей.
Подключение к системе электронного декларирования дает возможность отправлять также отчеты в Белгосстрах, ФСЗН, органы государственной статистики и взаимодействовать с Министерством юстиции Республики Беларусь.
Как подключиться к электронному декларированию
Чтобы подключить систему электронного декларирования, организации или индивидуальному предпринимателю нужно зарегистрироваться в качестве потребителя республиканского удостоверяющего центра Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь (далее - РУЦ ГосСУОК).
Для этого можно обратиться непосредственно в Удостоверяющий центр инфраструктуры открытых ключей (г. Брест, ул. Малая, 2,Деятельность налоговых органов носит предупредительный характер работы и ориентирует плательщиков к добровольному исполнению налоговых обязательств. Одной из форм налогового контроля является камеральная проверка, которая проводится на основании показателей налоговых деклараций (расчетов), представленных плательщиком и иных документов и сведений о деятельности плательщика, которыми располагает налоговый орган.
В случае выявления по результатам последующего этапа камеральной проверки отклонений, плательщику направляется уведомление о необходимости внесения соответствующих исправлений в налоговые декларации (расчеты) либо предоставлении пояснений о причинах отклонений.
Соответственно целью камерального контроля является не составление акта камеральной проверки, а предоставление плательщику времени и права на добровольное устранение отклонений или исполнение налоговых обязательств.
К камеральному контролю может прибегать не только налоговый орган, но и плательщик - в целях самоконтроля. Целесообразно проводить самоконтроль перед подачей декларации по налогу на добавленную стоимость. В АИС "Учет счетов-фактур" предусмотрен функционал, позволяющий самостоятельно, то есть до подачи декларации по НДС, провести ее предварительный контроль и исправить ошибки.
По результатам проведения камерального контроля за январь-май 2021 года в адрес плательщиков инспекцией по Брестскому району направлено 172 уведомления об установленных отклонениях и необходимости внесения соответствующих исправлений в налоговые декларации (расчеты), либо представления в установленный законодательством срок в налоговый орган пояснений о причинах таких отклонений. Дополнительно в бюджет поступило 916,00 тыс. рублей, предотвращен необоснованны возврат из бюджета налога на добавленную стоимость 631,3 тыс. рублей.Объектом обложения сбором с заготовителей признается осуществление промысловой заготовки (закупки) дикорастущих растений (их частей), грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения в целях их промышленной переработки или реализации, за исключением их заготовки, при которой плательщиком внесена плата за побочное лесное пользование либо применено освобождение от указанной платы (пункт 1 статьи 321 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями)) (далее – НК).
Сумма сбора с заготовителей определяется как произведение налоговой базы и ставки сбора с заготовителей (пункт 2 статьи 322 НК).
Налоговая база определяется как стоимость объема заготовки (закупки), определенная исходя из заготовительных (закупочных) цен (пункт 2 статьи 321 НК).
Ставка сбора установлена Решением Брестского районного Совета депутатов от 14.01.2016 № 110 «Об установлении на территории Брестского района местных налога и сборов, введение их в действие» (с изменениями и дополнениями) в размере 5 %.
Индивидуальные предприниматели ежеквартально представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) по сбору с заготовителей не позднее 20-го числа и уплачивают сбор не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (пункты 3, 4 статьи 322 НК).
Суммы сбора включаются индивидуальными предпринимателями в расходы, учитываемые при исчислении подоходного налога с физических лиц (ст. 323 НК).
ИМНС по Брестскому району разъясняет.
Физические лица вправе сдавать жилые (нежилые) помещения внаем (аренду) другим физическим лицам. При этом от того на какой период сдается помещение зависит как правильно оформить данный вид деятельности и какой налог следует уплатить.
Так, для сдачи жилых (нежилых) помещений внаем (аренду) на долгосрочный период, необходимо следующее:
1. заключить в письменной форме договор найма жилого помещения (аренды нежилого помещения).
2. зарегистрировать договор в местном исполнительном и распорядительном органе или в организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда.
Процедура регистрации договора найма бесплатная.
3. произвести уплату подоходного налога в фиксированных суммах.
Ставка подоходного налога с физических лиц в фиксированных суммах для физических лиц, сдающих жилые помещения в г. Бресте, установлена в размере 32,20 бел. руб. за месяц за каждую сдаваемую комнату; в городах районного подчинения (г.Жабинка) и поселках городского типа –15,50 бел. руб., в иных населенных пунктах и территориях –11,10 бел. руб.
При сдаче жилых (нежилых) помещений внаем (аренду) на краткосрочный период, необходимо следующее:
1. подать в налоговый орган письменное уведомление лично либо через личный кабинет плательщика, с указанием вида деятельности, периода и места осуществления деятельности (сведения об объекте недвижимого имущества).
2. произвести уплату единого налога, сумму которого на основании полученного письменного уведомления исчислит налоговый орган.
Так, ставка единого налога с физических лиц, сдающих жилые помещения, садовые домики, дачи для краткосрочного проживания (за каждое жилое помещение, садовый домик, дачу) в г. Бресте, установлена в размере 122,00 бел. руб. за месяц; в иных населенных пунктах – 75,00 бел. руб. за месяц.- подать в налоговый орган письменное уведомление лично либо через личный кабинет плательщика, с указанием видов деятельности, которые они предполагают осуществлять, в т.ч. период и место осуществления деятельности, наличие льгот, предусмотренных Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее – НК);
- уплатить единый налог с физических лиц по установленным ставкам (приложение 24 к НК).
С 01.01.2022 перечень видов деятельности, не относящихся к предпринимательской, расширен следующими позициями:
- услуги учителя-дефектолога;
- ландшафтное проектирование;
- курьерская деятельность (деятельность по доставке товаров, посылок, пакетов);
- чистка салонов транспортных средств;
- содержание могил и уход за ними;
- аренда, прокат развлекательного и спортивного оборудования (велосипеды, коньки, туристическое снаряжение и прочее).
НК предусмотрены льготы, т.е. ставки единого налога снижаются для следующих категорий граждан:
- плательщиков – пенсионеров по возрасту – на 20%;
- плательщиков – инвалидов – на 20%;
- плательщиков – родителей многодетных семей – на 20%;
- плательщиков – родителей, воспитывающих детей-инвалидов – на 20%;
- плательщиков - родителей, являющихся инвалидами I и II группы и воспитывающих несовершеннолетних детей и (или) детей, получающих образование в дневной форме получения образования – на 100%.
При наличии у плательщика права на снижение установленной ставки единого налога одновременно по нескольким основаниям, эта ставка понижается на 45 %.
Более подробную информацию по данному вопросу можно получить по телефонам: 28-53-06, 51-16-72, 51-16-70, 28-53-45.