В Беларуси более 3 миллионов личных легковых
автомобилей. В среднем на 1 тысячу человек приходится
320 машин. По насыщенности легковыми авто лидируют Гродненская
и Минская области — 363 и 342 машины на тысячу жителей
соответственно.
Именно автотранспорт — один из основных
источников загрязнения городского воздуха. До 99 процентов всех
аэрозолей или вредных газов в воздухе — продукты работы
двигателей внутреннего сгорания. И это не просто теоретические
расчеты. Во время религиозного праздника Йом-кипур в Израиле улицы
в прямом смысле пустеют — работают только скорые помощи
и аварийные службы. Пробы воздуха в Тель-Авиве в этот день
показали снижение загрязнения воздуха (особенно оксидами азота) на 99%.
Каждый автомобиль за свою «жизнь» от производства до
утилизации:
- в 50 раз производит отходов больше своей массы;
- при среднеммпробеге 15 тыс. км в год потребляет 2 тонны топлива и сжигает 30
тонн воздуха;
- в атмосферу
выбрасывается 700 кг угарного газа, 400 кг диоксида азота, 230 кг углеводорода.
Вредные выбросы принято делить на первичные
и вторичные. Первичные образуются непосредственно в процессе сжигания
топлива. Наибольшую опасность представляют угарный газ, оксиды азота
и различные углеводороды — этан, метан, этилен, бензол и др. Эти
соединения реагируют друг с другом и атмосферным воздухом,
в результате чего образуются новые, зачастую токсичные вторичные
загрязнители. Именно они составляют большую часть вредных примесей
в воздухе. Кроме непосредственной опасности, эти посторонние примеси
помогают удерживать в нижних слоях атмосферы твердые частицы пыли
и сажи.
Мониторинг качества атмосферного воздуха
в Беларуси проводит Белгидромет. Пункты наблюдения расположены
в 19 промышленных городах страны, и определяют концентрацию
основных загрязняющих веществ (твердые частицы, диоксид серы, оксид углерода,
диоксид азота и др.). Концентрацию загрязняющих веществ
в воздухе городов можно посмотреть онлайн.
Очевидно, что ухудшение экологической обстановки
угрожает здоровью населения. Совершенствование топливных систем, внедрение
транспорта, использующего более экологичное топливо — первые шаги
к улучшению ситуации. Однако даже электромобили в современном мире
не могут серьезно повлиять на выбросы углекислого газа.
Согласно данным, приведенным инжиниринговой компанией
Ricardo, занимающейся исследованиями и разработками в автомобильной
промышленности, при производстве одного электромобиля выброс эквивалента
СО2 в атмосферу даже выше, чем при производстве
традиционного автотранспорта — 8,8 тонны против 5,6
соответственно. Почти половина вреда экологии приходится на производство
батарей.
Кроме того, в большинстве стран Европы
значительная доля электроэнергии вырабатывается за счет ископаемого
топлива. Таким образом, даже после полного перехода на электротранспорт
реального улучшения ситуации не достичь без использования «зеленых»
источников энергии.
Показателен пример Норвегии. Страна не просто
планирует к 2025 году перейти на электротранспорт, более
90% энергии в ней вырабатывается на гидроэлектростанциях, что
делает электрокары в Норвегии действительно экологичными.
По этим причинам в день без автомобиля
можно задуматься о популяризации других видов транспорта, таких, например,
как велосипед.
Велосипеды предоставляют целый ряд преимуществ,
о которых многие даже не задумываются. Прежде всего, это отличный
способ сохранить здоровье и заняться спортом. Сменив машину
на велосипед, например, по дороге на работу, вы сможете добавить
в свой распорядок дня немного упражнений и подышать свежим воздухом.
Лучший способ отметить Всемирный день
без автомобиля — просто не пользоваться своим автотранспортом.
Если вам нужно куда-то пойти, прогуляйтесь или прокатитесь на велосипеде.
Если у вас есть скейтборд или электросамокат, используйте его.
Или же просто воспользуйтесь общественным транспортом.
День без автомобилей организован в разных
городах мира по-разному, но с общей целью — уменьшить количество
автомобилей на улицах. Выгода для общества в целом — это день
без пробок на дорогах, помощь окружающей среде, а также снижение
спроса на бензин.