Жабинковская районная инспекция природных ресурсов и охраны окружающей среды информирует, что с 26 февраля 2018 г. вступают в силу нормы Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 года № 7«О развитии предпринимательства», в которых изменен ряд требований в области охраны окружающей среды:
1. По изменениям общих требований1.1. Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7) утверждены:
перечень видов экономической деятельности, о начале осуществления которых субъектом хозяйствования представляется уведомление в местный исполнительный и распорядительный орган (далее – Перечень);
общие требования пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования;
общие санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования;
общие требования в области охраны окружающей среды к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования;
общие требования в области ветеринарии к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования.
Иные требования, содержащиеся в технических нормативных правовых актах подлежат добровольному применению при условии, если в процессе осуществления деятельности субъектов хозяйствования исключается причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан.
Основные положения Декрета № 7, которые разъясняются в настоящих Методических рекомендациях, вступают в силу с 26 февраля 2018 года.
1.2. Взаимоотношения государства и бизнеса будут базироваться на принципах, определенных в пункте 1 Декрета № 7.
Особое внимание в работе территориальных органов рекомендуется обратить на следующие принципы:
презумпции добросовестности субъектов хозяйствования;
саморегулирования бизнеса и минимизации вмешательства государственных органов, их должностных лиц в предпринимательскую и иную экономическую деятельность субъектов хозяйствования;
сочетания заявительного принципа государственной регистрации субъектов хозяйствования и уведомительного порядка начала осуществления отдельных видов экономической деятельности;
приоритетной направленности работы контролирующих (надзорных) органов на профилактику правонарушений, а не исключительно на привлечение к ответственности за совершенные субъектами хозяйствования нарушения;
персонализации ответственности руководителя за надлежащую организацию деятельности субъекта хозяйствования, исключающую причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан;
соразмерности наказания характеру совершенного субъектом хозяйствования правонарушения и наступившим в результате его совершения последствиям;
максимального использования информационных технологий во всех процессах взаимодействия государственных органов, их должностных лиц и субъектов хозяйствования.
1.3. С 26 февраля 2018 г. не требуется использование печати, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами. Соответственно, органы Минприроды не вправе требовать удостоверение печатью документов, представляемых субъектами хозяйствования.
Декретом № 7 (пункт 3) устанавливается уведомительный порядок начала осуществления экономической деятельности, включенной в Перечень. Это означает, что такой субъект хозяйствования вправе приступить к осуществлению деятельности еще до того, как сведения о нем будут включены в различные регистры, реестры, базы и банки данных, информационные системы и иные информационные ресурсы (в том числе до включения сведений в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и др.).
Вместе с тем, в случае если законодательными актами или в соответствии с ними предусмотрена необходимость получения соответствующих документов (включения в соответствующие регистры, реестры, базы и банки данных и т.д.) для осуществления экономической деятельности, то после начала осуществления заявленного вида экономической деятельности такие административные процедуры субъектами хозяйствования должны быть исполнены.
1.4. Изменяются требования по обязательности технических кодексов установившейся практики (далее – ТКП).
ТКП будут обязательными только в случаях если:
- на этот ТКП содержится ссылка в законодательном акте (Кодексе, Законе, Указе Президента Республики Беларусь);
- на этот ТКП содержится ссылка в постановлении Совета Министров Республики Беларусь;
- на этот ТКП содержится ссылка в техническом регламенте Республики Беларусь;
- субъект хозяйствования добровольно заявил о соблюдении ТКП.
Таким образом, в иных случаях ТКП являются добровольного применения и ответственность, в случаях их неприменения, не наступает. При этом, Декретом № 7 не исключается возможность предусматривать в законодательных актах возможность придания обязательной юридической силы отдельным техническим нормативным правовым актам (например, ЭкоНиП, ГеоНиП).
2. По изменениям природоохранных требований
С 26 февраля 2018 г. вступают в силу нормы Декрета № 7, отменяющие ряд требований:
1. В области обращения с отходами производства.
Индивидуальные предприниматели и микроорганизации (в том числе те, которые не включены в Перечень), освобождаются от обязанности:
- назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с этими отходами;
- разрабатывать (утверждать) инструкции по обращению с отходами производства;
- разрабатывать (утверждать) нормативы образования таких отходов;
- вести учет отходов и проводить их инвентаризацию.
Все субъекты хозяйствования (не только индивидуальные предприниматели и микроорганизации) вправе осуществлять перевозку отходов (за исключением опасных отходов и грузов, которые перевозятся в соответствии с требованиями международных договоров) без сопроводительного паспорта перевозки отходов производства.
2. В области воздействий на атмосферный воздух.
Все субъекты хозяйствования (не только индивидуальные предприниматели и микроорганизации), осуществляющие экономическую деятельность, включенную в Перечень, освобождаются от обязанности разрабатывать проекты нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, если согласно акту инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух суммарные валовые выбросы составляют три тонны и менее в год или валовые выбросы загрязняющих веществ 1-го класса опасности составляют десять килограммов и менее в год. Получать разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексное природоохранное разрешение в таком случае так же не требуется.
3. В области водопользования.
Индивидуальные предприниматели и микроорганизации, осуществляющие экономическую деятельность, включенную в Перечень, освобождаются от обязанности разрабатывать индивидуальные технологические нормативы водопользования, если они осуществляют водопользование (водопотребление и водоотведение) только посредством систем водоснабжения и канализации населенных пунктов.
4. В области локального мониторинга.
Индивидуальные предприниматели и микроорганизации, осуществляющие экономическую деятельность, включенную в Перечень, освобождаются от обязанности проводить локальный мониторинг окружающей среды, объектами которого являются поверхностные, подземные и сточные воды, а также выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Рекомендуется обратить внимание на то, что обязанность проведения локального мониторинга окружающей среды для иных субъектов хозяйствования не отменяется.
Справочно: микроорганизации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно.
3. Применение ответственности
Непринятие руководителем юридического лица необходимых мер по надлежащей организации деятельности этого юридического лица в соответствии с установленными законодательством требованиями, повлекшее причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан, если в этом деянии нет состава иного административного правонарушения или состава преступления, влечет наложение штрафа в размере от десяти до двухсот базовых величин.
Право составлять протоколы об административном правонарушении предоставлено должностным лицам (в пределах их компетенции), перечисленным в статье 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, а рассматривать дела - районному (городскому) суду.
4. Иные требования
С 26 февраля 2018 г. расширены права субъектов хозяйствования (юридические лица и индивидуальные предприниматели) в части сноса неиспользуемых объектов.
Решение о сносе неиспользуемых объектов принимают местные исполнительные и распорядительные органы базового территориального уровня, в котором определяется необходимость разработки проектной документации.
Субъекты хозяйствования, планирующие снос неиспользуемых объектов, согласовывают с местными исполнительными и распорядительными органами базового территориального уровня (т.е. городскими и районными исполкомами):
порядок, способ сноса неиспользуемого объекта, порядок обращения с материалами и отходами, образующимися при сносе неиспользуемого объекта (Включая возможность их передачи населению, крестьянским (фермерским) хозяйствам и иным организациям, а также использования для рекультивации карьеров, выполнения работ по вертикальной планировке нарушенных земель, в том числе в месте производства работ по сносу неиспользуемого объекта, для подсыпки оснований дорог, в качестве изоляционных слоев на объектах захоронения отходов);
порядок восстановления плодородия нарушенных земель и вовлечения их в хозяйственный оборот.
Следует иметь в виду, что в случае, когда требования иных нормативных правовых актов противоречат нормам Декрета № 7, то применяются нормы Декрета № 7.
В 2016 году работа инспекций охраны животного и растительного мира Брестской области была направлена на выявление наиболее значимых, грубых и замаскированных нарушений природоохранного законодательства в сфере лесопользования, охоты и рыболовства.
Так, по итогам работы в 2016 году, инспекциями Брестской области было выявлено 1378 нарушений природоохранного законодательства. При этом 482 из них были связаны с нарушением гражданами правил ведения рыболовного хозяйства и рыболовства, 343 – с нарушением в сфере охотничьего хозяйства и охоты, а также 402 – нарушения выявлено при лесопользовании. Кроме того, было выявлено 139 прочих нарушений природоохранного законодательства, из которых 49 нарушений установленного порядка транспортировки древесины.
По 57 фактам выявленных нарушений с признаками уголовных преступлений материалы были переданы в следственные органы, по ним уже возбуждено 46 уголовных дел.
В прошедшем году сотрудниками инспекции у браконьеров изъято 1057 рыболовных сетей общей длиной более 45 километров, 248 других орудий рыболовства, 1 электроловильное устройство (электроудочка), 83 единицы огнестрельного оружия (из них 30 единиц незарегистрированного оружия находившегося в незаконном обороте), 21 прочее орудие охоты (петли, капканы). Также у нарушителей изъято и возвращено собственникам более 500 кг похищенной прудовой рыбы, более 1000 кг незаконно добытой озерно-речной рыбы, 1190 кг незаконно добытой дичемясной продукции, а также выявлено 6328 куб. метров незаконно заготовленной древесины.
За совершенные в 2016 году правонарушения природоохранного законодательства нарушителями уже уплачено в казну государства 1,728 млрд. рублей штрафных санкций, а также более 2,2 млрд. рублей в счет погашения вреда причиненного окружающей среде и стоимости незаконно добытой продукции природопользования. Также в доход государства у нарушителей конфисковано 2 автомобиля, 1 мотоцикл, 12 маломерных судов.
Эта работа, проделанная коллективом из 32 инспекторов, будет продолжаться и в дальнейшем, - подчеркнули в Брестской межрайонной инспекции охраны животного и растительного мира.
О нарушениях природоохранного законодательства просьба сообщать на горячую линию Брестской областной инспекции охраны животного и растительного мира по телефону (8-0162) 207000».
Заместитель начальника Брестской межрайонной инспекции
охраны животного и растительного мира В.В. Сиренко
С августа месяца отмечается вторая волна подъема численности клещей в природе. Из-за высокой активности населения, связанной с посещением лесных массивов для сбора грибов, увеличилось количество лиц, пострадавших от укусов лесных клещей.
Одновременно по республике возросли показатели заболеваемости клещевым энцефалитом на 72,2 %, клещевым боррелиозом – на 37,1 %. В Лидском районе Гродненской области с 11 по 20 августа 2012 г. зарегистрировано 13 случаев клещевого энцефалита с алиментарным путем передачи. Данные случаи связаны с употреблением сырого молока от 3-х коз, хозяева которых также заболели.
На территории Брестской области вирусом клещевого энцефалита можно заразиться при посещении Беловежской и Ружанской пущ в Каменецком и Пружанском районах, территории Бронной горы в Березовском районе, Косовской зоны в Ивацевичском районе, территории Малоритского района, прилегающей к Украине. Заражение возбудителями клещевого боррелиоза возможно практически везде: в лесу, на берегу реки, на пастбище, даче и даже в черте города или деревни.
Как обезопасить себя от заражения?
- отправляясь в лес, надевайте головной убор и одежду светлых тонов, из гладкой ткани, плотно прилегающую к запястьям и щиколоткам;
- для отпугивания клещей используйте репелленты;
- для отдыха выбирайте сухие сосновые леса, особенно те участки леса, где растет можжевельник, или открытые поляны без кустарника;
- присосавшегося клеща попытайтесь самостоятельно удалить пинцетом или ниткой, завязанной у хоботка. Прежде чем выдернуть, раскачайте его головку со стороны в сторону или поверните клеща против часовой стрелки. Место укуса прижгите йодом или другим спиртосодержащим раствором. Обратитесь к врачу в лечебное учреждение по месту жительства.
- козье молоко рекомендуется употреблять только в кипяченом виде. Не допускайте выпаса коз на неокультуренных пастбищах, ежедневно осматривайте животных на наличие клещей.
Всемирный день окружающей среды - 5 июня.
Всемирный день окружающей среды рассматривается многими, как важное событие экологического календаря, празднуется каждый год в более чем 100 странах мира.
Выбор даты не случаен: 5 июня 1972 года в Стокгольме была проведена первая специальная конференция ООН по проблемам окружающей среды, за которой последовало создание Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП). А в 1972 году по инициативе Генеральной Ассамблеи ООН день пятого июня был объявлен Всемирным днем окружающей среды. В Республике Беларусь Всемирный деньокружающей среды отмечается с 1973 года.
Всемирный день окружающей среды учрежден для того, чтобы привлечь внимание мировой общественности к проблемам охраны окружающей среды, необходимости принятия практических мер по предотвращению глобального экологического кризиса. Именно в этот день республиканские органы государственного управления, неправительственные организации, частные лица, сообщества и молодежные группы, деловые и промышленные круги, средства массовой информации организуют акции, направленные на улучшение состояния окружающей среды.
Появление этого праздника в Беларуси подчеркивает важность профессиональной деятельности сотрудников Министерства природных ресурсов Республики Беларусь, других государственных природоохранных учреждений, общественных экологических организаций и объединений и в целом всех, кто работает на благо сохранения природной окружающей среды Беларуси.
Всемирный день окружающей среды - массовый праздник, вовлекающий самые разные организации и группы населения. Традиционно, он отмечается такими яркими мероприятиями, как уличные митинги, шествия, парады велосипедистов, "зеленые" концерты, представления, конкурсы сочинений и плакатов в школах, посадки деревьев, кампании по утилизации отходов и уборке территории.
Тема Всемирного дня окружающей среды 2012 года «Зеленая экономика: включает ли это вас?».
В данной теме основной упор делается на то, что каждый должен сыграть свою роль в том, чтобы не допустить создания чрезмерной антропогенной нагрузки на экологию планеты.
Население планеты составляет 7 миллиардов человек, а к 2050 году оно может увеличиться до более 9 миллиардов человек. Это повлечет за собой дополнительную нагрузку на уже перенаселенные города, в которых сегодня проживает более половины всего человечества, и на природные ресурсы в результате повышения спроса на продовольствие, воду и энергоресурсы.
В рамках мероприятий ко Всемирному дню окружающей среды во всех районах и городах области с участием специалистов облкомитета, инспекций природных ресурсов и охраны окружающей среды, учреждений образования, культуры, учащихся и специалистов эколого-биологических центров проводятся информационные часы, беседы, эковикторины, ряд конкурсов, проектов, семинаров, эковикторин, экоигр, выставок, акций («Марш Земли», «Международная неделя птиц», «Посади дерево», «Поможем птицам» и т.д.).
Более 60 тысяч учащихся и педагогов учреждений образования области посадили 5459 деревьев, 3393 кустарников, 58485 цветов, провели очистку и уборку мест отдыха от бытового мусора более 180 га, благоустроили и озеленили памятные места, братские могилы погибших воинов.
Школьники и студенты Брестчины активно включились в ставшую ежегодной республиканскую добровольную акцию «Неделя леса - 2012». Вместе со взрослыми они приняли участие в посадке леса 584 га, высадив 3680 тыс. саженцев и сенцев лесных культур.
Проведен весенний конкурс по сбору макулатуры среди учебных заведений «Сохрани дерево - сдай макулатуру».
В целях совершенствования экологического воспитания школьников и студентов через участие в мероприятиях направленных на охрану водных объектов – источников питьевой воды (родников, колодцев) стартует школьно-студенческий проект «Качественную колодезную воду - в каждый сельский дом».
В областной акции «Поможем птицам» приняли участие более 34 000 учащихся из 320 учреждений образования. Было изготовлено и развешено 4018 кормушек и 2337 искусственных гнездовий для птиц, осуществлялась подкормка и наблюдения за птицами, проводились исследования по изучению птиц.
В библиотеках школ были оформлены тематические книжные выставки «Все о птицах», «Страна пернатых друзей».
С марта среди учебных заведений области объявлен областной смотр-конкурс по благоустройству и озеленению школьных территорий «Уголок родной земли», который предусматривает комплексное озеленение и благоустройство территории учреждения образования.
В кинотеатрах организован показ фильмов на экологическую тематику. По ул. Советской учащимися эколого-биологического центра будет проведено анкетирование по раздельному сбору мусора, организованы мастер-классы и показ одежды изготовленной из ПЭД–бутылки.
В экспозиционных залах сектора «Природа и экология» УК «Брестский областной краеведческий музей» пройдут экскурсии, задачи которых – воспитание бережного отношения к лесу, его растительному богатству, красоте и разнообразии родного края.
22 мая - Международный день биологического разнообразия
№/№ |
Наименование организации, адрес |
Регистрацион- ный номер сертификата соответствия |
Наименование услуг |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
УП «Лотиос» |
BY/112 04.19.074.01 |
инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; разработка проекта нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ |
2. |
ОАО «Белэнергоремналадка» |
BY/112 04.19.074.02 |
инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; разработка проекта нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ; инвентаризация отходов производства, разработка нормативов образования отходов и инструкции по обращению с отходами производства; разработка экологического паспорта предприятия |
3. |
НП ООО «Белтехвес» |
BY/112 04.19.074.04 |
инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; разработка проекта нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ; разработка паспортов газоочистных установок (ГОУ); наладка, испытания, проверка эффективности ГОУ |
4. |
УО «Белорусский государственный университет транспорта» |
BY/112 04.19.074.05 |
инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; разработка проекта нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ; разработка нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ; разработка баланса водоснабжения и водоотведения; инвентаризация отходов производства, разработка нормативов образования отходов и инструкции по обращению с отходами производства; разработка паспортов газоочистных установок (ГОУ); обследование земель (почв); наладка, испытания и проверка эффективности ГОУ |
5. |
ИП Сивухо Н.Г. |
BY/112 04.19.074.06 |
инвентаризация отходов производства, разработка нормативов образования отходов и инструкции по обращению с отходами производства |
6. |
ЗАО «Инженерно-экологический центр «БЕЛИНЭКОМП» |
BY/112 04.19.074.07 |
инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; разработка проекта нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ; разработка нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ; инвентаризация отходов производства, разработка нормативов образования отходов и инструкции по обращению с отходами производства; разработка паспорта объекта размещения отходов; разработка паспортов газоочистных установок (ГОУ); наладка, испытания и проверка эффективности ГОУ |
7. |
ИП Остапенко Ю.А. |
BY/112 04.19.074.08 |
инвентаризация отходов производства, разработка нормативов образования отходов и инструкции по обращению с отходами производства |
8. |
ОДО «Энергоочистка» |
BY/112 04.19.074.09 |
инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; инвентаризация отходов производства, разработка нормативов образования отходов и инструкции по обращению с отходами производства; разработка паспортов газоочистных установок (ГОУ) |
9. |
РУП «Осиповичский завод |
BY/ 112 04.19.074.10 |
инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; разработка проекта нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ; разработка баланса водоснабжения и водоотведения; инвентаризация отходов производства, разработка нормативов образования отходов и инструкции по обращению с отходами производства; разработка экологического паспорта предприятия; разработка паспортов газоочистных установок (ГОУ) |
10. |
ОДО «Атмосфера» |
BY/ 112 04.19.074.11 |
инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; разработка проекта нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ; инвентаризация отходов производства, разработка нормативов образования отходов и инструкции по обращению с отходами производства; разработка паспортов газоочистных установок (ГОУ); наладка, испытания, проверка эффективности ГОУ |
11. |
ОДО «ЭкоВентЭнергия» |
BY/112 04.19.074.12 |
инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; разработка проекта нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ; разработка паспортов газоочистных установок (ГОУ) |
12. |
ОДО «Промэко» |
BY/112 04.19.074.13 |
инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; разработка проекта нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ; инвентаризация отходов производства, разработка нормативов образования отходов и инструкции по обращению с отходами производства; разработка паспортов газоочистных установок (ГОУ) |
13. |
УО ГГТУ им. П.О. Сухого |
BY/112 04.19.074.14 |
инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; разработка проекта нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ; разработка паспортов газоочистных установок (ГОУ) |
14. |
ООО «Семигор-экология» |
BY/112 04.19.074.15 |
инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; разработка паспортов газоочистных установок (ГОУ); наладка, испытания и проверка эффективности ГОУ |
15. |
РУП «ЦНИИКИВР» |
BY/112 04.19.074.16 |
разработка нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ; разработка баланса водоснабжения и водоотведения |
16. |
ОАО «АкваБелСистем» юридический адрес:220089, г.Минск, ул.Прилукская, 48, к.7, |
BY/112 04.19.074.17 |
разработка нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ; разработка баланса водоснабжения и водоотведения |
17. |
РУП «Белнипиэнергопром» |
BY/112 04.19.074.18 |
инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; разработка проекта нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух |
18. |
ООО «ДельтаЭкотрэйд плюс» Брестская обл., г. Береза, |
BY/112 04.19.074.19 |
инвентаризация отходов производства, разработка нормативов образования отходов и инструкции по обращению с отходами производства |
19. |
ОАО «ОРГПИЩЕПРОМ» |
BY/112 04.19.074.20 |
инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; разработка проекта нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ; разработка паспортов газоочистных установок (ГОУ); наладка, испытания, проверка эффективности ГОУ |
20 |
ООО «Научно-производственная фирма «Экология» |
BY/112 04.19.074.21 |
инвентаризация отходов производства, разработка нормативов образования отходов и инструкции по обращению с отходами производства |