В последнее десятилетие высокая востребованность сельскохозяйственной продукции как на внутреннем рынке страны так и на внешних рынках, способствует развитию предпринимательской деятельности в сфере производства сельскохозяйственной продукции.
Крестьянское (фермерское) хозяйство является одной из относительно новых организационно-правовых форм аграрного предпринимательства. Несложная процедура регистрации, всесторонняя поддержка государства привлекают к созданию крестьянских (фермерских) хозяйств внимание все большего числа предприимчивых людей.
Основным документом, регламентирующим деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, является Закон Республики Беларусь от 18 февраля 1991 г. № 611-XII «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
Актуальным вопросом для фермерских хозяйств по-прежнему является порядок налогообложения.
Фермерским хозяйствам предоставлено право применять общий порядок налогообложения или налог при упрощенной системе налогообложения, или единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции (далее - единый налог).
Порядок налогообложения фермерских хозяйств установлен Налоговым кодексом Республики Беларусь.
Согласно нормам Налогового кодекса Республики Беларусь вновь созданные фермерские хозяйства в течение трех лет со дня их государственной регистрации освобождаются от налогов, сборов (пошлин), в части деятельности по производству продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства.
Привлекательной формой налогообложения для фермерских хозяйств является применение особого режима налогообложения - единого налога. Единый налог заменяет для плательщиков: налог на прибыль (за исключением отдельных видов дохода, с которых производится исчисление и уплата налога на прибыль), налог на недвижимость, земельный налог и арендную плату за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, экологический налог (за исключением экологического налога за захоронение отходов производства в случае приобретения ими права собственности на отходы производства на основании сделки об отчуждении отходов), сбор с заготовителей. При этом ставка единого налога составляет один процент от валовой выручки.
В случае выбора фермерским хозяйством применения единого налога, фермерское хозяйство вправе вести бухгалтерский учет операций, связанных с деятельностью по производству сельхозпродукции, в книге учета доходов и расходов крестьянских (фермерских) хозяйств. Однако применять данное положение можно с 1 января года, следующего за годом, в котором выполняются следующие условия:
- средняя численность работников за календарный год составляет не более 15 человек;
- сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), определенная в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете и отчетности, без учета налога на добавленную стоимость за календарный год не превышает сумму, эквивалентную 110 тыс. базовых величин на 31 декабря этого года.
Следует отметить, что основным критерием применения фермерским хозяйством единого налога является соблюдение процентной доли выручки от реализации произведенной ею сельскохозяйственной продукции, продукции первичной переработки льна и выручки от реализации продукции, изготовленной этой организацией из произведенной ею сельскохозяйственной продукции, в части, приходящейся на такую сельскохозяйственную продукцию, в общей выручке организации. Указанная процентная доля должна быть не менее 50%.