Инспекция МНС по Брестскому району в связи со вступлением в силу с 1 января 2019 года новой редакции Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК)) разъясняет следующее.
В состав прочих нормируемых затрат с 1 января 2019 г. включается ряд расходов (выплат), в отношении которых редакцией НК, действовавшей до 1 января 2019 г., был установлен прямой запрет на учет при налогообложении прибыли.
На основании подпункта 2.1 пункта 2 статьи 171 НК в состав прочих нормируемых затрат включены, в том числе выплаты физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и натуральной формах, в виде:
- доплат, компенсаций, пособий, порядок выплаты которых и их минимальный размер установлены законодательством и по которым законодательством предоставлено право их повышения, в размерах, установленных коллективным договором, соглашением, нанимателем, превышающих минимальный размер;
- доплат, компенсаций, пособий, по которым законодательством предоставлено право определения размера и порядка выплаты, в размерах, установленных коллективным договором, соглашением, нанимателем, в пределах, установленных законодательством, при их наличии.
Справочно:
До 2019 года не подлежали учету при налогообложении выплаты физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и натуральной формах, не предусмотренные законодательством или сверх размеров, предусмотренных законодательством (подпункт 1.3 пункта 1 статьи 131 НК), единовременные выплаты (материальная помощь, пособие) на оздоровление, за исключением установленной законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь (подпункт 1.7-3 пункта 1 статьи 131 НК).
Вместе с тем, при исчислении налога на прибыль на основании подпункта 1.3 пункта 1 статьи 173 НК не учитываются выплаты физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и натуральной формах не предусмотренные законодательством, а также сверх размеров, установленных законодательством.
Следовательно, с 1 января 2019 г. выплаты физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и натуральной формах либо учитываются при налогообложении прибыли без ограничений, либо включаются в состав прочих нормируемых затрат, учитываемых при налогообложении, либо не уменьшают налогооблагаемую прибыль.
Выплаты, которые уменьшали налогооблагаемую прибыль до 1 января 2019 г. на основании ранее действующей редакции Налогового кодекса, учитываются при налогообложении прибыли как затраты по производству и реализации и в текущем налоговом периоде.
Затраты на оплату труда и другие выплаты, надбавки работникам, занятым в производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, которые могут быть прямо включены в себестоимость определенного вида продукции, работ, услуг, а также суммы обязательных отчислений, установленных законодательством, от указанных выплат включаются в состав прямых затрат на оплату труда и формируют себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг (часть 4 пункта 9 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102).
Так, например, как и до 1 января 2019 г. в текущем налоговом периоде налогооблагаемую прибыль уменьшают без ограничений:
повышение тарифной ставки (не более чем на 50 процентов, если больший размер не предусмотрен законодательством) (подпункт 2.5 пункта 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины»);
надбавки (доплаты) к тарифным ставкам и должностным окладам за сложность и напряженность работы, за эффективность труда, за высокую квалификацию и достижения в труде, за продолжительность непрерывной работы (вознаграждения за выслугу лет, стаж работы) работникам, деятельность которых связана с процессом производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Кроме этого, доплаты, компенсации, пособия, установленные законодательством, при налогообложении прибыли учитываются в составе затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (далее – затраты по производству и реализации), если законодательством не устанавливается их минимальный размер или не установлен предел, но только в том случае если основания таких выплат связаны с процессом производства и реализации.
Например, доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника (ст. 67 ТК) учитываются в составе затрат по производству и реализации, поскольку законодательством не установлен ни минимальный размер, ни предел, а сама доплата связана с процессом производства и реализации.
Также в составе затрат по производству и реализации учитываются доплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 62 ТК), поскольку постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.06.2014 № 575 «О некоторых вопросах предоставления компенсаций по условиям труда» установлен размер такой доплаты и не определяется минимум или предел.
К прочим нормируемым затратам, учитываемым при налогообложении прибыли относятся доплаты, компенсации, пособия, предусмотренные законодательством, сверх минимального размера или в пределах, установленных законодательством.
К таким доплатам, например, относится доплата за каждый час работы в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни сверх заработной платы, начисленной за указанное время, поскольку ст. 69 ТК установлена обязанность доплаты работникам со сдельной оплатой труда - не ниже сдельных расценок; работникам с повременной оплатой труда - не ниже часовых тарифных ставок (окладов). При этом в данном случае минимальный размер определяется с учетом той часовой тарифной ставки, которая применяется для расчета оплаты труда нанимателем.
Ряд доплат, компенсаций, пособий не учитывается при исчислении прибыли на основании подпункта 1.3 пункта 1 статьи 173 НК, как и до 1 января 2019 г., так как они не установлены законодательством, либо выплачиваются в размерах, свыше установленных законодательством.
Например, наниматель принимает решение производить доплаты за наставничество, когда законодательно такая доплата в отрасли не установлена. В таком случае эта доплата не будет учитываться при исчислении налога на прибыль, поскольку не оказывает влияния на процесс производства и реализации.
Также с 1 января 2019 г. в состав прочих нормируемых затрат, учитываемых при налогообложении прибыли, включаются суммы единовременной выплаты (материальная помощь, пособие) на оздоровление (подпункт 2.1 пункта 2 статьи 171 НК).
Статьей 182 ТК установлено, что в случаях, предусмотренных законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, наниматель обязан при предоставлении трудового отпуска (а при разделении его на части - при предоставлении одной из частей отпуска) производить работнику единовременную выплату на оздоровление в размере, определяемом законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором.
Таким образом, вне зависимости от того, какая терминология использована для обозначения единовременной выплаты на оздоровление в коллективном договоре, соглашении, трудовым договоре – единовременная выплата или материальная помощь или пособие, суммы такой выплаты подлежат включению в состав прочих нормируемых затрат.
При этом, поскольку НК не содержит указания о сроках такой выплаты, то в случаях, когда коллективным договором, соглашением, трудовым договором предусматривается обязанность нанимателя производить единовременную выплату (материальную помощь, пособие) на оздоровление не при уходе работника в отпуск, а, например, в конце года, такая выплата также включается в состав прочих нормируемых затрат.
Если же выплаты на оздоровление производятся несколько раз за год (т.е. не единовременно), для включения в состав прочих нормируемых затрат может быть принята только одна из таких выплат (как правило, выплата к отпуску).
Иные (производимые в ином порядке) выплаты для оздоровления, лечения, приобретения санаторно-курортных путевок и т.п., осуществляемые дополнительно к единовременной выплате на оздоровление, рассматриваются как выплаты физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и натуральной формах, не предусмотренные законодательством, и учету при налогообложении не подлежат на основании подпункта 1.3 пункта 1 статьи 173 НК.
По общему правилу, обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные в порядке, установленном законодательством (далее – взносы в ФСЗН), относящиеся к затратам, учитываемым при налогообложении, принимаются в качестве затрат по производству и реализации (подпункт 2.5 пункта 2 статьи 170 НК), а все иные взносы в ФСЗН (за исключением указанных в подпункте 2.5 пункта 2 статьи 170 НК или включаемых в первоначальную стоимость амортизируемых активов) принимаются в качестве внереализационных расходов (подпункт 3.34 пункта 3 статьи 175 НК).
Взносы в ФСЗН, приходящиеся на выплаты, фактически учтенным в составе прочих нормируемых затрат, организации вправе учесть в составе затрат по производству и реализации в случае обеспечения раздельного учета таких выплат. В таком случае в составе внереализационных расходов учитываются взносы в ФСЗН в части, приходящейся к сумме выплат, фактически не учтенных при налогообложении прибыли.
При отсутствии такого раздельного учета вся сумма взносов в ФСЗН, приходящихся на осуществляемые организацией выплаты, возможные к включению в состав прочих нормируемых затрат, подлежит включению в состав внереализационных расходов.Информация для физических лиц, планирующих осуществлять реализацию на торговых местах и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах продукцию цветоводства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 337 Налогового кодекса Республики Беларусь не требуется регистрация в качестве индивидуальных предпринимателей физическим лицам, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь, осуществляющим деятельность по реализации продукции цветоводства, ТОЛЬКО на торговых местах и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах.
Физические лица, которые планируют осуществлять указанный вид деятельности, обязаны до начала осуществления деятельности подать в налоговый орган письменное уведомление или уведомление через личный кабинет плательщика с указанием видов деятельности, которые они предполагают осуществлять, видов товаров, формы оказания услуг, а также периода осуществления деятельности и места осуществления деятельности.
На основании поданного уведомления налоговый орган произведет расчет суммы единого налога, подлежащей уплате.
Физическое лицо, до начала осуществления деятельности, обязано уплатить единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц по установленным ставкам:
при осуществлении деятельности
- в г. Бресте - в размере 52,92 руб.,
- в г. Барановичи и г. Пинске – 50,67 руб.,
- в других населенных пунктах – 29,28 руб. за месяц.
Обращаем внимание, что физические лица в рамках заявительного принципа могут реализовывать на торговых местах и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах, как самостоятельно выращенные цветы, так и приобретенные для реализации.
Подробную информацию по вопросу уплаты единого налога можно получить в инспекции МНС по месту жительства.
Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Брестскому району разъясняет.
Для осуществления деятельности по сдаче жилых (нежилых) помещений внаем (аренду) другим физическим лицам на долгосрочный период, необходимо произвести следующие действия:
1. Заключить в письменной форме договор найма жилого помещения (аренды нежилого помещения).
2. Зарегистрировать договор в местном исполнительном и распорядительном органе или в организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда.
Процедура регистрации договора найма бесплатная.
3. Произвести уплату подоходного налога в фиксированных суммах.
Так, ставка подоходного налога с физических лиц в фиксированных суммах для физических лиц, сдающих жилые помещения в г. Бресте, установлена в размере 29,0 рубля за месяц за каждую сдаваемую комнату; в городах районного подчинения и поселках городского типа - 10,7 рубля, в иных населенных пунктах и территориях - 7,5 рубля.
Для осуществления деятельности по сдаче жилых (нежилых) помещений внаем (аренду) другим физическим лицам на краткосрочный период, необходимо произвести следующие действия:
1. До начала работы необходимо письменно уведомить налоговый орган по месту жительства, указав вид деятельности, период и место ее осуществления, произвести уплату единого налога, сумму которого на основании полученного письменного уведомления исчислит налоговая служба.
2. Уплатить единый налог.
Так, ставка единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, сдающих жилые помещения, садовые домики, дачи для краткосрочного проживания (за каждое жилое помещение, садовый домик, дачу) в г. Бресте, установлена в размере 100,05 рубля за месяц; в иных населенных пунктах – 23,00 рубля.
Более подробную информацию по вопросу сдачи в наем (аренду) помещений можно получить в налоговом органе по месту жительства.В настоящее время такие виды деятельности, как:
* фотосъемка, изготовление фотографий;
* видеосъемка
* музыкально-развлекательное обслуживание свадеб, юбилеев и прочих торжественных мероприятий;
* деятельность актеров, танцоров, музыкантов, исполнителей разговорного жанра, выступающих индивидуально;
* предоставление услуг тамадой;
* деятельность, связанная с поздравлением с днем рождения, Новым годом и иными праздниками независимо от места их проведения;
физические лица вправе осуществлять без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя при условии самостоятельного осуществления деятельности, без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам.
Физические лица, которые планируют осуществлять указанный вид деятельности, обязаны до начала осуществления деятельности подать в налоговый орган по месту жительства письменное уведомление с указанием видов деятельности, которые они предполагают осуществлять, периода осуществления деятельности и места осуществления деятельности. На основании поданного уведомления налоговый орган произведет расчет суммы единого налога, подлежащей уплате. Физическое лицо, прежде чем приступить к началу осуществления деятельности, обязано уплатить единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее – единый налог) по установленным ставкам.
Ставки установлены решением Брестского областного Совета депутатов от 22.09.2017 № 285 «О внесении дополнений и изменений в решение Брестского областного Совета депутатов от 16 декабря 2016 г. № 218» (далее - решение). В настоящее время согласно решению ставка единого налога для физических лиц в месяц по видам деятельности составляет: музыкально-развлекательное обслуживание свадеб, юбилеев и прочих торжественных мероприятий; деятельность актеров, танцоров, музыкантов, исполнителей разговорного жанра, выступающих индивидуально; предоставление услуг тамадой; деятельность, связанная с поздравлением с днем рождения и иными праздниками независимо от места их проведения в г. Бресте – 84,45 руб., в г. Жабинка – 51,80 руб., в Жабинковском районе – 45,04 руб.; фотосъемка, изготовление фотографий в г. Бресте – 82,20 руб., в в г. Жабинка – 52,92 руб., в Жабинковском районе – 42,79 руб., видеосъемки событий в г. Бресте – 86,70 руб., в в г. Жабинка – 61,93 руб., в Жабинковском районе – 56,30 руб.
Подробную информацию по вопросу уплаты единого налога можно получить в инспекции МНС по месту жительства.
Не облагается единым налогом с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, а также подоходным налогом с физических лиц реализация физическими лицами, не осуществляющими предпринимательскую деятельность, (кроме иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь), на торговых местах на рынках и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах следующих видов продукции:
овощи и фрукты (в том числе в переработанном виде путем соления, квашения, мочения, сушения),
иная продукция растениеводства (за исключением продукции цветоводства, декоративных растений, их семян и рассады),
молочные и кисломолочные продукты (в том числе в переработанном виде),
иная продукция животноводства (кроме пушнины), полученная от домашних животных (крупный рогатый скот, свиньи, лошади, овцы, козы, кролики, сельскохозяйственная птица) как в живом виде, так и продуктами убоя в сыром или переработанном виде,
продукция пчеловодства, произведенная на территории Республики Беларусь
Основанием для освобождения от уплаты налогов является наличие справки местного исполнительного и распорядительного органа, подтверждающей, что реализуемая продукция произведена физическим лицом и (или) лицами, состоящими с ним в отношениях близкого родства (родители (усыновители), дети (в том числе усыновленные, удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, прадед, прабабка, правнуки, супруги) или свойства, опекуна, попечителя и подопечного, на находящемся на территории Республики Беларусь земельном участке, предоставленном указанным лицам для строительства и (или) обслуживания жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, дачного строительства, огородничества, в виде служебного земельного надела. Для реализации продукции пчеловодства наличие наряду с вышеуказанной справкой, либо вместо нее (в случае, когда пасека размещена не на тех земельных участках, которые в установленном порядке предоставлены плательщику, реализующему произведенную им продукцию пчеловодства) ветеринарно-санитарного паспорта пасеки, выданного на территории Республики Беларусь, и (или) свидетельства, оформленного на основании этого паспорта.
Плательщики, реализующие такую продукцию, обязаны хранить в местах реализации этой продукции указанные документы.
Согласно пункта 1 статьи 337 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее НК) объектом налогообложения единым налогом для плательщиков - индивидуальных предпринимателей признается оказание потребителям следующих услуг (выполнение работ), в том числе в случае их оплаты за потребителя организациями и индивидуальными предпринимателями:
- предоставление мест для краткосрочного проживания (подпункт 1.1.8 пункта 1 статьи 337 НК);
- сдача в аренду (субаренду), наем (поднаем) жилых помещений, садовых домиков, дач, машино-мест (кроме предоставления мест для краткосрочного проживания) (подпункт 1.1.9 пункта 1 статьи 337 НК);
Потребитель - физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее или использующее товары (работы, услуги) исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (абзац 5 статьи 355 НК).
Под "краткосрочной" сдачей понимается предоставление жилья по двум и более договорам найма (поднайма), заключенным в одном календарном году на срок не более 15 дней каждый (пункт 47 статьи 1 Жилищного кодекса Республики Беларусь).
Индивидуальные предприниматели самостоятельно исчисляют сумму единого налога исходя из налоговой базы и ставок налога, установленных в населенном пункте, в котором они осуществляют деятельность (часть 1 пункта 1 статьи 342 НК).
Так в частности в Брестской области установлены следующие ставки единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц в зависимости от территории осуществления деятельности (места расположения сдаваемого помещения):
- по предоставление мест для краткосрочного проживания: г. Брест – 100,05 руб. за месяц, г. Барановичи, г. Пинск – 72,45 руб. за месяц, г. Береза, г. Ивацевичи, г. Кобрин, г. Лунинец – 66,70 руб. за месяц, города районного подчинения, за исключением г. Береза, г. Ивацевичи, г. Кобрин, г. Лунинец – 62,10 руб. за месяц, поселки городского типа, сельские населенные пункты – 35,65 руб. за месяц (пункт 38 таблицы 2 Приложения к решению Брестского областного Совета депутатов № 218 от 16.12.2016 г. «Об установлении ставок единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц и признании утратившими силу решений Брестского областного Совета депутатов от 3 марта 2016 г. № 145 и от 27 сентября 2016 г. № 191);
- по сдаче в аренду (субаренду), наем (поднаем) жилых помещений, садовых домиков, дач, (кроме предоставления мест для краткосрочного проживания): г. Брест – 30 руб. за месяц, г. Барановичи, г. Пинск – 15 руб. за месяц, другие населенные пункты – 12 руб. за месяц (подпункт 1.9 пункта 1 приложения № 24 к НК);
При этом следует обратить внимание, что при осуществлении индивидуальным предпринимателем в отчетном периоде предоставления мест для краткосрочного проживания или сдачи в аренду помещений, единый налог уплачивается по каждой сдаваемой жилой комнате в квартире, жилом доме, по каждому садовому домику, по каждой даче (часть 1 пункта 11 статьи 342 НК).
В соответствии с частью 2 пункта 11 статьи 342 при предоставлении в отчетном периоде в одном жилом доме, одной квартире, в одном садовом домике, в одной даче мест для краткосрочного проживания и одновременной сдачи этого же помещения в аренду (субаренду), наем (поднаем) единый налог уплачивается по тому виду работ (услуг), по которому установлена наиболее высокая ставка единого налога с учетом положений части первой настоящего пункта.
В соответствии с пунктом 14 статьи 342 НК при превышении валовой выручки над сорокакратной суммой единого налога за соответствующий отчетный период без учета норм пунктов 1 и 2 статьи 340 НК индивидуальными предпринимателями исчисляется доплата единого налога в размере 5 процентов с суммы такого превышения.
Налоговая декларация (расчет) по единому налогу представляется индивидуальными предпринимателями в налоговый орган по месту постановки на учет не позднее 1-го числа отчетного периода (пункт 26 статьи 342 НК).
Отчетным периодом единого налога для индивидуальных предпринимателей признается календарный квартал, в котором осуществляется деятельность (часть 2 статьи 341 НК).
Налоговая инспекция по Брестскому району обращает внимание субъектов предпринимательской деятельности, получающих средства из бюджета, на следующие особенности.
Поступившие из бюджета средства, не связанные с расчетами по оплате объектов и использованные по целевому назначению, при определении налоговой базы налога на добавленную стоимость (далее-НДС) не учитываются. Например, это может относиться к суммам бюджетных средств, полученных сельхозпроизводителями на погашение лизинговых платежей, удешевление стоимости комбикормов, приобретение топлива, удобрений и иные цели.
При этом суммы налога, предъявленные поставщиками при покупке объектов за счет бюджетных средств, вычету не подлежат. Указанные суммы НДС относятся за счет этих источников либо на увеличение стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав (ч. 1 подп. 24.4 ст. 133 Налогового кодекса Республики Беларусь, далее-НК).
При этом в полученном от поставщика электронном счет-фактуре в графе 12 "Дополнительные данные" указывается признак дополнительных данных "Не подлежит вычету" в отношении сумм НДС, не подлежащих вычету в соответствии с законодательством при приобретении (ввозе) объектов. Если организация приобретает товары (работы, услуги), имущественные права за счет безвозмездно полученных бюджетных средств, признак "Не подлежит вычету" в ЭСЧФ проставляется. Если покупка совершена за счет собственных средств организации, а бюджетные средства получены позднее, то восстановление сумм НДС в таком случае осуществляется в том отчетном периоде, в котором получены безвозмездно средства из бюджета.
Необходимо отметить, в случае если из бюджета произведена частичная оплата за товары, то только оплаченная за счет средств бюджета часть суммы НДС не подлежит вычету. Соответственно предприятию также необходимо (по возможности) управлять вычетами. В полученном ЭСЧФ в отношении частично оплаченных из бюджета сумм НДС проставить признак "Не подлежит вычету". Остальная сумма НДС из ЭСЧФ подлежит вычету в общеустановленном порядке.
Таким образом, если организация, безвозмездно получившая бюджетные средства после того, как уже приняла к вычету сумму НДС, не проставит в ЭСЧФ признак "Не подлежит вычету", восстановленную сумму налоговых вычетов она должна отразить в строке 6.3 раздела IV декларации по налогу на добавленную стоимость.
Соблюдение вышеуказанных норм позволит избежать отклонений при проведении камерального контроля декларации по НДС в сопоставлении с данными ЭСЧФ. Таким образом можно себя уберечь от получения уведомления из налоговой инспекции, а также от необходимости давать пояснения о причинах отклонений.