Управлением оперативных мероприятий Брестской областной налоговой инспекции в декабре 2020 года в кафе на улице Советской в г. Бресте пресечен факт оборота алкогольной продукции без документов, подтверждающих легальность ее приобретения, за что судом наложено штрафов на сумму 7,15 тыс. рублей.
А в мае 2021года благодаря ответственной гражданской позиции бывшего работника указанного кафе, который сообщил об известных ему фактах выплаты зарплаты «в конверте», сотрудниками управления оперативных мероприятий установлено 19,1 тыс. рублей выручки, неучтенной при налогообложении, с которой выплачено «серой зарплаты» в сумме 10,1 тыс. рублей. Вместе с тем, повторно изъята алкогольная продукция, в отношении которой директором юридического лица предоставлена товарная накладная, не принятая налоговым органом во внимание в связи с ее несоответствием фактически совершенной хозяйственной операции.
За продажу в кафе продукции без использования кассового оборудования областной налоговой инспекцией наложено штрафов на сумму 4,3 тыс. рублей, за нелегальный оборот алкогольной продукции, совершенный повторно, судом наложено штрафов на сумму 13,9 тыс. рублей.
Кроме того, в ходе ведения административных процессов работник кафе, являясь свидетелем совершения правонарушения, дал заведомо ложное объяснение с целью избежания юридическим лицом административной ответственности, за что налоговым органом составлен на работника протокол по статье 25.4 КоАП, а суд привлек его к ответственности в виде штрафа в размере 290,0 рублей.
Вместе с тем, директор юридического лица, осуществлявшего деятельность в кафе (в настоящее время находится в стадии прекращения деятельности), предоставил в управление оперативных мероприятий квитанции, по его мнению являющиеся подтверждением уплаты штрафов, которые вызвали сомнения в их подлинности. По признакам подделкиквитанций, изготовленных без фактической уплаты в банке штрафов, правоохранительные органы Брестчины проводят проверку.
Если Вами обнаружены признаки нарушения, контроль за которым возложен на налоговые органы, Вы вправе сообщить о них по телефонному номеру «контакт-центра» - 189.
Упрощенная система налогообложения (далее- УСН) - это особый режим налогообложения, ориентированный на поддержку малого бизнеса.
УСН предусматривает упрощенный порядок налогообложения валовой выручки (выручка + внердоходы), без учета стоимости затрат. Порядок исчисления и уплаты налога при УСН установлен главой 32 НК.
Также для малого бизнеса существует возможность не вести бухгалтерский учет, а осуществлять упрощенный учет в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и не платить с выручки налог на добавленную стоимость (подпункт 1.1.2 статьи 326, статья 333 НК).
Когда организация планирует перейти на УСН, первоначально ей необходимо установить, вправе ли она применять этот упрощенный режим налогообложения. Для этого необходимо ознакомиться с ограничениями, установленными для применения УСН.
Организации имеют право претендовать на применение УСН, если (пункт 2 статьи 327 НК):
- соблюдаются ограничительные критерии по численности и валовой выручке за январь - сентябрь года, предшествующего году перехода на УСН (абз. 2 пункта 2 статьи 327 НК);
- не осуществляют ли деятельность, при которой не вправе применять УСН, вне зависимости от соблюдения критериев (пункт 2 статьи 324 НК);
- в этом году не теряли право или не отказывались в течение года от применения УСН (пункт 4 статьи 324 НК).
Обращаем внимание, что перейти на УСН можно только с начала года, в течение года такой переход невозможен (пункт 1 статьи 327 НК).
Для перехода на УСН валовая выручка определяется за первые 9 месяцев года, предшествующего году перехода на УСН. Рассчитывается этот показатель по правилам, установленным для УСН и действующим на 1 октября года, за который определяется валовая выручка. Следовательно, для перехода на УСН с 01.01.2022 валовая выручка за январь - сентябрь 2021 г. должна составлять не более 1 623 479 руб.
Организация, изъявившая желание перейти на УСН, должна подать в налоговый орган по месту постановки на учет уведомление о переходе на УСН. Представляется оно в срок с 1 октября по 31 декабря года, предшествующего году перехода на УСН.
В данном уведомлении, в том числе указываются валовая выручка нарастающим итогом за первые девять месяцев года, предшествующего году перехода на УСН, и численность работников организации в среднем за данный период и в разрезе месяцев этого периода.
Порядок применения индивидуальными предпринимателями профессиональных налоговых вычетов определен статьей 205 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями, далее – НК).
Расходами индивидуальных предпринимателей признаются документально подтвержденные расходы, произведенные плательщиками и связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности.
При определении налоговой базы по подоходному налогу следуют учитывать следующее.
Индивидуальные предприниматели, учитывающие доходы от реализации по принципу оплаты, расходы, учитываемые при налогообложении в соответствии с положениями пунктов 21 - 30 статьи 205 НК признают расходами после их фактической оплаты, иного прекращения встречного обязательства перед продавцом.
При этом указанные расходы учитываются в составе расходов с учетом следующих особенностей:
- расходы на приобретение товаров, предназначенных для последующей реализации, сырья и (или) материалов, используемых при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), учитываются в пределах сумм, оплаченных за указанные товары, сырье, материалы. При этом суммы платы за указанные товары, сырье, материалы уменьшаются на стоимость товаров, сырья, материалов, использованных индивидуальным предпринимателем для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Расходы на приобретение указанных товаров, сырья, материалов, понесенные по окончании налогового периода, к которому они относятся, подлежат исключению из доходов в налоговом периоде, к которому они относятся (в котором получен доход);
- расходы на оплату труда учитываются в составе расходов на дату их фактической выплаты, выдачи;
- амортизация учитывается в составе расходов в суммах, начисленных за отчетный (налоговый) период.
Индивидуальные предприниматели, учитывающие доходы от реализации по принципу начисления, расходы, учитываемые при налогообложении в соответствии с положениями пунктов 21 - 30статьи 205 НК, признают расходами в том отчетном (налоговом) периоде, в котором получены соответствующие им доходы, независимо от даты проведения расчетов по ним.
При этом указанные расходы учитываются в составе расходов с учетом следующих особенностей:
- расходы, которые невозможно соотнести с доходами определенного отчетного периода, учитываются в составе расходов того отчетного периода, в котором они были произведены;
- работы (услуги) производственного характера учитываются на дату подписания индивидуальным предпринимателем акта приемки-передачи таких работ (услуг);
- расходы на оплату труда учитываются ежемесячно исходя из суммы начисленных в соответствии с пунктом 23 статьи 205 НК расходов на оплату труда;
- амортизация учитывается в составе расходов в суммах, начисленных за отчетный (налоговый) период;
- расходы на ремонт основных средств учитываются в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, вне зависимости от их оплаты;
- расходы на служебные командировки учитываются на дату составления авансового отчета.
Вместо произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, плательщики имеют право определить расходы в размере двадцать (20) процентов общей суммы подлежащих налогообложению доходов, полученных от осуществления ими предпринимательской деятельности.
При определении налоговой базы подоходного налога такие расходы не могут учитываться одновременно с расходами, подтвержденными документально.
При осуществлении предпринимательской деятельности для индивидуальных предпринимателей предусмотрено три системы налогообложения, особенности исчисления и уплаты каждой из которых изложены в отдельных главах Налогового кодекса Республики Беларусь (далее НК):
-общая система налогообложения, предусматривающая уплату подоходного налога с физических лиц (гл. 18 НК);
- упрощенная система налогообложения (гл. 32 НК);
- единый налог с ИП и иных физических лиц (гл. 33 НК).
Каждая из указанных систем применяется в зависимости от тех или иных условий или особенностей осуществляемой деятельности индивидуальными предпринимателями.
На практике возможны случаи, когда индивидуальные предприниматели наряду с принятой основной системой налогообложения обязаны по отдельным доходам исчислять и уплачивать налоги с применением иного порядка налогообложения.
Так, к примеру, сохраняется общий порядок исчисления и уплаты подоходного налога с физических лиц в отношении доходов, полученных индивидуальными предпринимателями от операций с ценными бумагами (ч.2 подп. 1.2.1 статьи 326 НК (с изменениями и дополнениями)).
Индивидуальному предпринимателю, который является плательщиком единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, следует помнить, что данная система налогообложения не может применяться при осуществлении:
- реализации товаров (работ, услуг) организациям и индивидуальным предпринимателям, за исключением продажи товаров, отнесенных к группам товаров, указанным в подпункте 1.2 пункта 1 статьи 337НК (с изменениями и дополнениями), при осуществлении розничной торговли в порядке, установленном законодательством, а также при реализации товаров (работ, услуг) потребителям на основании договоров комиссии, поручения и иных аналогичных гражданско-правовых договоров;
- деятельности в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности).
В этих случаях, индивидуальным предпринимателям следует применять упрощенную систему налогообложения или уплачивать подоходный налог с физических лиц.
На основании изложенного, законодательством предусмотрено применение индивидуальными предпринимателями по различным видам доходов несколько систем налогообложения одновременно.Налоговая инспекция по Брестскому району разъясняет.
Объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные за физическими лицами в Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел (пункт 1 статьи 307-2 Налогового кодекса).
Не признаются объектом налогообложения транспортным налогом с физических лиц транспортные средства:
- выпущенные до 1991 года (включительно) или сведения о годе выпуска которых отсутствуют;
- категории M1 или M1G, приводимые в движение исключительно электрическим двигателем, - по 31 декабря 2025 года;
- специально оборудованные для использования инвалидами.
- в отношении которых не истек срок действия разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, за выдачу которого была уплачена государственная пошлина.
- снятые с учета до 1 июля 2021 года. При этом льгота применяется за весь период владения транспортным средством в 2021 году.
Льготы по транспортному налогу с физических лиц (при наличии действительного водительского удостоверения соответствующей категории):
- в размере 50 процентов - в отношении транспортного средства, зарегистрированного за ветераном ВОВ, инвалидом I или II группы, пенсионером.
- в размере 25 процентов - в отношении транспортного средства, зарегистрированного за инвалидом III группы.
Плательщики - физические лица, за которыми по состоянию на 1 января 2021 года зарегистрированы транспортные средства, не позднее 1 ноября 2021 года получат извещения и не позднее 15 декабря 2021 года должны произвести уплату авансового платежа транспортного налога за 2021 год.
Авансовый платеж уплачивается в размере одной базовой величины (29,00 бел. руб.), а в отношении прицепа, прицепа-дачи (каравана) и мотоцикла - в размере 20 бел. руб. за каждый объект налогообложения;
Не позднее 1 сентября 2022 года будет вручено извещение на доплату транспортного налога за 2021 год, который следует уплатить не позднее 15 ноября 2022 года.
В случае если физическому лицу не будет вручено извещение на уплату налогов или не предоставлены льготы, предлагаем обратиться в налоговый орган по месту регистрации физического лица.
Дополнительно сообщаем, что физические лица, зарегистрированные на территории Брестского района, могут для оплаты транспортного налога с физических лиц использовать следующий путь ЕРИП: налоги – Брестская область – Брестский район – ИМНС по Брестскому району – транспортный налог с физ.лиц – Ваш УНП (Учетный номер плательщика, ввод которого производится на английской раскладке клавиатуры).
Дополнительную информацию можно получить по телефонам: 51-16-70, 28-53-06, 51-16-72, 28-53-45, 28-53-51 либо по адресу: г. Брест, ул. Наганова, 10, каб. 205, 209, 211.Инспекция МНС по Брестскому району разъясняет.
При ведении личного подсобного хозяйства и осуществлении деятельности по производству, переработке и реализации произведенной сельскохозяйственной продукции физические лица вправе самостоятельно без привлечения иных физических лиц осуществлять реализацию следующей продукции:
- овощей и фруктов (в том числе в переработанном виде путем соления, квашения, мочения, сушения), иной продукции растениеводства (за исключением продукции цветоводства, декоративных растений, их семян и рассады, при реализации которых следует подать уведомление в налоговый орган и уплатить единый налог);
- молочных и кисломолочных продуктов (в том числе в переработанном виде);
- продукции пчеловодства;
- иной продукции животноводства (кроме пушнины), полученной от домашних животных (крупный рогатый скот, свиньи, лошади, овцы, козы, кролики, сельскохозяйственная птица) как в живом виде, так и продуктами
Реализацию данной продукции без уплаты налогов можно осуществлять только при наличии справки местного исполнительного и распорядительного органа, подтверждающей, что реализуемая продукция произведена плательщиком, на находящемся на территории Республики Беларусь земельном участке, предоставленном плательщику для строительства и (или) обслуживания жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, дачного строительства, огородничества, в виде служебного земельного надела.
На заметку
При наличии справки продавать продукцию с земельного участка без уплаты налогов также могут близкие родственники. К их числу относятся, в частности, родители (усыновители), дети, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, супруг, опекуны, попечители и подопечные.Инспекция МНС по Брестскому районуразъясняет, что для удобства и оперативного получения информации, функционирует интернет-сервис «Личный кабинет для физических лиц», который позволяет:
1. Получить следующие документы:
1.1 сведения о задолженности, переплатах и пене;
1.2 справка о расчетах с бюджетом;
1.3 выписка из лицевых счетов;
1.4 о проведенных зачетах;
1.5 реестр платежей;
1.6 извещение на уплату земельного налога, налога на недвижимость, транспортного налога.
2. Заполнить следующие виды деклараций (расчетов):
2.1 декларацию по подоходному налогу с физических лиц;
2.2 декларацию по подоходному налогу с физических лиц с доходовплательщиков, не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь.
После обработки инспектором декларации, Вы получите извещения на уплату подоходного налога с физических лиц.
Кроме того, можно просмотреть список ранее поданных деклараций.
3. Уплатить налоги в «Личном кабинете» посредством использования интернет-банкинга следующих банков:
3.1 ЗАО «Альфа-банк»;
3.2 ОАО «АСБ Беларусбанк»;
3.3 ОАО «Белгазпромбанк»;
3.4 ОАО «Белинвестбанк»;
3.5 ОАО «Технобанк»;
3.6 ОАО «Приорбанк».
4. Подать уведомление об осуществлении деятельности для расчета единого налога, уведомление об осуществлении ремесленной деятельности.
5. Записаться на личный прием к руководству инспекций МНС.
6.Предварительнозарегистрироваться на прием в инспекции, где внедрена электронная очередь.
7. Просмотр сообщений, поступающих от налоговых органов.
8. Визуализация электронного документа.
9. Редактирование персональных данных плательщика.
10. Возможность оценить работу налоговых органов воспользовавшись сервисом "Анкетирование".
Пройти регистрацию в личном кабинет можно без посещения налогового органа:
1. На странице (https://nalog.gov.by/cabinet/) необходимо выбрать способ авторизации «С помощью логина и пароля».
2. Для перехода к регистрации посредством межбанковской системы идентификации пользователю необходимо нажать на ссылку «Регистрация через МСИ».
3. Для осуществления регистрации на открывшейся странице пользователю необходимо ввести идентификационный номер документа, удостоверяющего личность и нажать «Далее».
4. Регистрация пользователя возможна только при соблюдении следующих условий:
- пользователь состоит на учете в налоговых органах (физическому лицу присвоен УНП);
- пользователь не зарегистрирован в личном кабинете плательщика.
В случае несоблюдения одного из условий, регистрация пользователя невозможна.
В случае соблюдения условия для осуществления регистрации отображается следующее окно:
5. Пользователь выбирает вариант авторизации в МСИ:
- пароль. Этот вариант авторизации предполагает введение статического пароля при входе в личный кабинет МСИ.
- динамический пароль. Предполагает введение кода из СМС на странице авторизации.
6. На странице МСИ пользователю необходимо разрешить передачу сведений о личном номере.
7. По завершении идентификации пользователь возвращается на портал МНС, где открывается форма регистрации.
8. Основные сведения на форме регистрации заполняются автоматически. Данные сведения недоступны для редактирования. В случае наличия неактуальных (устаревших) данных, после завершения регистрации пользователю необходимо осуществить обновление персональных данных в авторизованном личном кабинете плательщика.
9. Для завершения регистрации пользователю необходимо ознакомиться с Соглашением о доступе к личному кабинету и принять его условия. Заполнить адрес электронной почты (осуществляется проверка адреса на корректность заполнения). Важно запомнить логин, а также придумать пароль для первой авторизации.
10. Нажать кнопку «Зарегистрироваться». После нажатия, на адрес электронной почты направляется сообщение.
В случае невозможности регистрации, обратитесь в налоговый орган.Инспекция МНС по Брестскому району разъясняет.
Для того, что бы осуществлять деятельность по ремонту и восстановлению, включая перетяжку, домашней мебели без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (при условии самостоятельного осуществления деятельности, без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам), следует.
До начала осуществления деятельности:
- подать в налоговый орган письменное уведомление лично либо через личный кабинет плательщика, с указанием видов деятельности, которые они предполагают осуществлять, в т.ч. период и место осуществления деятельности, наличие льгот, предусмотренных НК;
- до начала осуществления деятельности уплатить единый налог с физических лиц по установленным ставкам.
Так, при осуществлении указанного вида деятельности, ставки, согласно НК, установлены в следующих размерах:
- в г. Бресте - в размере 137,00 руб.,
- в г. Барановичи и г. Пинске – 125,00 руб.,
- в Брестском районе и других населенных пунктах – 70,00 руб. за месяц.
НК предусмотрены льготы, т.е. ставки единого налога снижаются для следующих категорий граждан:
- плательщиков – пенсионеров по возрасту – на 20%;
- плательщиков – инвалидов – на 20%;
- плательщиков – родителей многодетных семей – на 20%;
- плательщиков – родителей, воспитывающих детей-инвалидов – на 20%;
- плательщиков - родителей, являющихся инвалидами I и II группы и воспитывающих несовершеннолетних детей и (или) детей, получающих образование в дневной форме получения образования – на 100%.
При наличии у плательщика права на снижение установленной ставки единого налога одновременно по нескольким основаниям, эта ставка понижается на 45 %.