При осуществлении индивидуальными предпринимателями деятельности по сдаче жилых помещений в аренду по выбору плательщика может применятся одна из следующих систем налогообложения: единый налог с индивидуальных предпринимателей или подоходный налог с доходов от осуществления предпринимательской деятельности.
Порядок исчисления и уплаты единого налога определен главой 33Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК).
Согласно пункту 1 статьи 337 НК объектом налогообложения единым налогом для плательщиков - индивидуальных предпринимателей признается оказание потребителям следующих услуг (выполнение работ), в том числе в случае их оплаты за потребителя организациями и индивидуальными предпринимателями:
- предоставление мест для краткосрочного проживания (подпункт 1.1.8 пункта 1 статьи 337 НК);
- сдача в аренду (субаренду), наем (поднаем) жилых помещений, садовых домиков, дач, машино-мест (кроме предоставления мест для краткосрочного проживания) (подпункт 1.1.9 пункта 1 статьи 337 НК);
Потребитель - физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее или использующее товары (работы, услуги) исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (абзац 5 статьи 335 НК).
Индивидуальные предприниматели самостоятельно исчисляют сумму единого налога исходя из налоговой базы и ставок налога, установленных в населенном пункте, в котором они осуществляют деятельность (часть 1 пункта 1 статьи 342 НК) согласно Приложению 24 к НК «ставки единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц».
В соответствии с пунктом 11 статьи 342 НК при осуществлении индивидуальным предпринимателем в отчетном периоде предоставления мест для краткосрочного проживания единый налог уплачивается за каждую квартиру, за каждый жилой дом (независимо от количества сдаваемых жилых комнат в каждой такой квартире, жилом доме), за каждый садовый домик, за каждую дачу.
При осуществлении индивидуальным предпринимателем в отчетном периоде сдачи в аренду помещений, машино-мест единый налог уплачивается за каждую сдаваемую жилую комнату в квартире, жилом доме, за каждый садовый домик, за каждую дачу, за каждое машино-место.
При предоставлении в течение отчетного периода (его части) в одной квартире, в одном жилом доме, в одном садовом домике, в одной даче мест для краткосрочного проживания и сдаче этого же помещения в наем, аренду (субаренду) единый налог за такое помещение определяется исходя из наибольшей суммы единого налога, исчисленной в соответствии с частями первой и второй пункта 11 статьи 342 НК.
Налоговая декларация (расчет) по единому налогу представляется индивидуальными предпринимателями в налоговый орган по месту постановки на учет не позднее 1-го числа отчетного периода (пункт 26 статьи 342 НК).
Отчетным периодом единого налога для индивидуальных предпринимателей признается календарный квартал, в котором осуществляется деятельность (часть 2 статьи 341 НК).
Единый налог уплачивается индивидуальным предпринимателем не позднее 1-го числа каждого календарного месяца, в котором им осуществляется деятельность (пункт 1 статьи 343 НК).
Исчисление и уплата подоходного налога с доходов от осуществления предпринимательской деятельности (общеустановленный порядок налогообложения) осуществляется в соответствии с главой 18 НК.
В соответствии с пунктом 4 статьи 199 НК для доходов, получаемых белорусскими индивидуальными предпринимателями от осуществления предпринимательской деятельности, налоговая база подоходного налога с физических лиц определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму расходов, предусмотренных статьей 205 НК, и на сумму налоговых вычетов, применяемых последовательно в соответствии со статьями 209 - 211 НК.
При определении налоговой базы подоходного налога с физических лиц учитываются все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах (пункт 1 статьи 199 НК).
Ставка подоходного налога для индивидуальных предпринимателей установлена в размере 16 % (подпункт 3.1 пункта 3 статьи 214 НК).
Налоговая декларация (расчет) по подоходному налогу представляется индивидуальными предпринимателями в налоговые органы не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (пункт 3 статьи 217 НК).
Отчетными периодами подоходного налога с физических лиц для индивидуальных предпринимателей признаются квартал, полугодие, девять месяцев календарного года и календарный год (часть 2 статьи 207 НК).
Уплата подоходного налога с физических лиц производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (пункт 4 статьи 217 НК).
Кроме того, главой 32 НК предусмотрен порядок исчисления и уплаты упрощенной системы налогообложения (далее - УСН).
Согласно подпункту 2.7 пункта 2 статьи 324 НК с 01.01.2022 г. не вправе применять УСН индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги.
Исключением являются индивидуальные предприниматели, осуществляющие туристическую деятельность, деятельность в сфере здравоохранения, деятельность сухопутного транспорта, услуги по общественному питанию, деятельность в области компьютерного программирования, для которых сохранится право на применение УСН.
Для целей главы 32 НК сдача в аренду (предоставление в финансовую аренду (лизинг)) имущества признается услугой (пункт 5 статьи 326 НК).
В связи с вышеизложенным, индивидуальные предприниматели с 01.01.2022 при осуществлении такого вида деятельности как сдача жилых (иных) помещений в аренду не вправе применять УСН.
При составлении налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) у субъектов хозяйствования может возникнуть ситуация, когда сумма налоговых вычетов превышает сумму НДС, исчисленного по реализации. Образовавшуюся сумму превышения субъекты вправе зачесть в счет уплаты иных налогов или вернуть из бюджета на свой расчетный счет на основании заявления, представляемого в налоговый орган.
Однако, до осуществления фактического возврата или зачета суммы НДС, налоговый орган в обязательном порядке осуществляет камеральную проверку представленных налоговых деклараций и проверяет правомерность заявленной к возврату (зачету) суммы НДС.
Такая проверка проводится дистанционно - по месту нахождения налогового органа и на основании информационных ресурсов, которыми он располагает. О дате начала и окончания проведения камеральной проверки субъект хозяйствования может даже не знать, в то же время, если будут выявлены ошибки, влекущие уменьшение заявленной к возврату суммы НДС, плательщику обязательно направят уведомление в соответствии с нормами статьи 73 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК) с предложением представить дополнительные документы, сведения, пояснения и (или) уточненные налоговые деклараций по НДС.
Следует отметить, что пунктом 5-1 статьи 137 НК предусмотрено, что если плательщик, претендующий на возврат НДС из бюджета, своевременно не отреагировал на уведомление налогового органа (не представил пояснения или уточненные декларации), с 01.01.2022 такому субъекту хозяйствования вернут сумму превышения НДС не позднее 5 рабочих дней со дня получения ответа на уведомление или составления акта камеральной проверки.
В настоящее время выявление и пресечение необоснованного возврата и зачета разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации, является одним из приоритетных направлений в контрольной деятельности налоговых органов, в том числе в рамках проведения камерального контроля. В целом за 1 квартал 2022 года налоговыми органами Брестской области осуществлен последующий этап камеральной проверки 2 987 решений о возврате сумм НДС, аннулировано полностью или частично - 52 решения. В ответ на направленные уведомления плательщиками представлены уточненные налоговые декларации или пояснения, по результатам которых предотвращен необоснованный возврат НДС из бюджета в общей сумме более 4,1 млн. рублей.
Так, в ходе данной работы подразделениями камерального контроля выявляются следующие основные нарушения, допускаемые субъектами хозяйствования:
занижение налоговой базы по НДС по оборотам, облагаемым по ставкам 20 и 10 процентов;
включение в состав налоговых вычетов сумм «ввозного» НДС, при отсутствии факта уплаты НДС или не выставлении электронных счетов- фактур в законодательно установленные сроки;
принятие к вычету сумм НДС по покупкам, оплаченным за счет безвозмездно полученных бюджетных средств;
создание фиктивного документооборота по реализации продукции по ставкам НДС 0 и 10 процентов.
Обращаем внимание, что за налоговые нарушения, связанные с необоснованным возвратом из бюджета разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации, созданием искусственного документооборота, умышленным дроблением бизнеса и иных действий предусмотрена ответственность.