Жабинковский районный исполнительный комитет информирует субъектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания об участившихся случаях проведения работниками общественных объединений, иных организаций мероприятий (мониторинга и проверок) направленных на поиск клиентов для прохождения платных обучающих курсов, семинаров.
В этих целях работники таких организаций целенаправленно проводят мониторинги объектов торговли и в случае обнаружения товаров с истекшим сроком годности взамен сокрытия информации о выявленных нарушениях и передачи ее в уполномоченные органы понуждают продавцов, иных работников торговых объектов подписывать договоры на участие в проводимых ими платных семинарах.
В частности, по информации представителей торговых объектов, а также информации, размещенной в глобальной сети Интернет, в ряде случаев просроченные товары были «подброшены» либо специально изъяты из прилавков, пока время реализации их еще не истекло, и предъявлены продавцам после его истечения.
В соответствии с уставами ряда организаций (ООО «Потребительский экспресс», ООО «Потребительская поддержка», ООО «Потребительская опора», ООО «Потребительский шанс» (зарегистрированы в г.Минске) одной из основных задач их деятельности является осуществление мониторинга соблюдения прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, выявление фактов нарушений и направление указанной информации в уполномоченные государственные органы.
При этом в ряде случаев такие организации свою деятельность проводят под видом проверки и выдают себя за проверяющих.
Так, посещая торговые объекты, сотрудники ООО «Амерта Гарант», ООО «Потребительская грамотность», ООО «Информационный просветительский центр потребителя», Общественное объединение «Потребитель», ООО «Потребительская корзина» вносили информацию о проведении «внеплановых проверок» в книги учета проверок.
В соответствии с подстрочным примечанием 1 к пункту 1 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 №510 (далее - Указ № 510) под контролирующими (надзорными) органами понимаются государственные органы (их структурные подразделения с правами юридического лица, территориальные органы, подчиненные организации) и иные организации, уполномоченные законодательными актами или нормативными правовыми актами Правительства Республики Беларусь на осуществление контроля (надзора).
В соответствии с частью третьей пункта 1 Указа № 510 контролирующий (надзорный) орган вправе проводить проверку, если этот орган включен в перечень контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденный данным Указом.
Названные организации контролирующими (надзорными) органами не являются. Проведение ими проверок и мониторингов является неправомерным.
В случае выявление вышеуказанных неправомерных действий просим Вас информировать отдел экономики Жабинковского районного исполнительного комитета по тел./факсу 8(01641) 35665.
Алгоритм действий потребителя при приобретении некачественной продукции
При приобретении некачественной продукции, потребитель вправе предъявить претензию по качеству товара:
* сведения об изготовителе и поставщике должны быть указаны в маркировке товара (на этикетке, упаковке и т.п.) в соответствии со статьей 7 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей»
1. Потребителю рекомендуется зафиксировать претензию, сделав запись в книге замечаний и предложений продавца (книга замечаний и предложений предоставляется потребителю по первому требованию), в которой должны быть четко сформулированы требования потребителя
2. В соответствии со статьей 20 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать:
При этом продавец не вправе отказать в удовлетворении требований, даже если товар использован частично, упаковка вскрыта или повреждена
3. Рекомендуется обратиться (по месту расположения торгового объекта) в орган Министерства здравоохранения - Центр гигиены и эпидемиологии города (района), а также при необходимости в территориальный орган Государственного комитета по стандартизации для обеспечения оперативной проверки (с отбором проб при необходимости).
Обращаем внимание, что товар, приобретенный и находящийся на хранении у потребителя (вне зависимости от продолжительности срока хранения), как правило, исследованию (проверке качества, экспертизе) не подлежит
ВАЖНО! |
Права потребителя и требования к организации торгового процесса
Права потребителя и продажа продовольственных товаров регулируются Законом Республики Беларусь от 9 января 2002 года «О защите прав потребителей», Правилами продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания (утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 № 703).
Каждый покупатель имеет право на просвещение в области защиты прав потребителей, информацию о товарах, свободный выбор товаров, надлежащее качество, количество и безопасность товаров. Установление каких –либо иных преимуществ, прямых или косвенных ограничений при выборе товара не допускается, за исключением преимуществ, предусмотренных законодательством
Товары до их подачи в торговый зал или иное место продажи должны быть освобождены от тары, оберточных и увязочных материалов, металлических клипс. Загрязненные поверхности или части товара должны быть удалены. Продавец обязан также произвести проверку качества товаров (по внешним признакам), наличия на них необходимой документации и информации, осуществить отбраковку и сортировку товаров.
Продажа сырых продовольственных товаров (яиц, мяса, мяса птицы, рыбы, морепродуктов, овощей и других подобных товаров) за одним прилавком совместно с продовольственными товарами, готовыми к употреблению, не допускается.
К реализации не допускаются овощи и плоды, имеющие признаки недоброкачественности, с нарушением целостности кожуры.
Развесные продовольственные товары передаются покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы.
Цена продовольственных товаров, продаваемых вразвес, определяется по весу нетто.
По просьбе покупателя при наличии соответствующего автоматизированного оборудования должна быть произведена нарезка сыра, колбасных изделий и копченостей.
Хлеб и хлебобулочные изделия массой 0,4 кг и более могут разрезаться на 2 или 4 равные части и продаваться без взвешивания (запрещается нарезка покупателями и подсобными рабочими).
Для проверки покупателем правильности цены товаров, массы в торговом зале на доступном месте должны быть установлено измерительное оборудование
Установлен запрет на реализацию пищевой продукции по истечении установленных срока годности и (или) срока хранения.
1. Внимательно знакомьтесь с информацией о товаре (этикетка, упаковка, листок-вкладыш, ярлык, клейма и штампы, ценники и т.д.).
Маркировка упакованных пищевой продукции должна быть полной и достоверной, понятной, легкочитаемой (на русском и (или) белорусском языках) и должна содержать следующие сведения:
Надписи, знаки и символы должны быть контрастными фону, на которые нанесена маркировка. Способ доведения информации должен обеспечивать ее сохранность в течение всего срока годности продукта, при соблюдении установленных изготовителем условий хранения
На ценнике размещается информация:
По требованию покупателя продавец обязан ознакомить его с документами, удостоверяющими качество и безопасность товара, а также содержащих информацию о сроке изготовления и сроке годности развесного товара
2. Всегда берите чек или иной документ, подтверждающий факт приобретения товара. Все без исключения продавцы должны выдавать эти документы (и индивидуальные предприниматели на рынках в том числе!).
Предъявить претензию по некачественному товару Вы можете и без такого документа при наличии иных доказательств (например, при наличии сведений о продавце на упаковке товара и т.д.).
При отсутствии доказательств приобретения товара у конкретного продавца, последний может оспорить факт приобретения у него этого товара.
Не подлежат обмену и возврату доброкачественные продовольственные товары
3. Если Вы приобрели некачественную продукцию Вы вправе потребовать по своему выбору:
Продавец не вправе отказать в удовлетворении требований, даже если товар использован частично, упаковка вскрыта или повреждена
Пищевые продукты признаются некачественными и не подлежат реализации:
Обоснованные требования потребителя подлежат удовлетворению продавцом
незамедлительно, максимальный срок - 7 дней, при необходимости проведения экспертизы - максимальный срок - 14 дней .
При возврате покупателю уплаченной за товар суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного и частичного использования товара, потери им товарного вида и т. д.
Потребитель имеет право на возмещение в полном объеме убытков, вреда, причиненных вследствие недостатков товара. Требования о возмещении убытков подлежат удовлетворению продавцом в течение 7 дней со дня подтверждения потребителем размера убытков.
За нарушение сроков удовлетворения обоснованных требований потребителя продавец, допустивший нарушение сроков, уплачивает потребителю неустойку в размере 1% цены товара за каждый день просрочки.
Экспертиза должна быть проведена независимыми специалистами, имеющими разрешение на проведение такого рода исследований
Стоимость экспертизы оплачивается продавцом.
Обращаем внимание! |
Потребитель вправе принять участие в проверке качества и проведении экспертизы продукции лично или через своего представителя, спорить заключение экспертизы товара только в судебном порядке, а также провести экспертизу товара за свой счет.
Обращаем внимание! Экспертизу пищевых продуктов целесообразно проводить только, если не нарушена потребительская тара (упаковка), условия хранения, т.к. в противном случае, невозможно доказать, что причина понижения качества является вина изготовителя или продавца. Поэтому при обращение к изготовителю, продавцу, либо в надзорные органы с претензией на качество пищевых продуктов необходимо указать: изготовителя, наименование товара, сорт, массу нетто или объем в потребительской таре, дату изготовления и упаковывания и другие отличительные признаки товара., чтобы можно было отобрать для проведения экспертизы пищевые продукты в соответствии с требованием нормативных документов. |
Продукция с истекшим сроком годности является некачественной и не должна подлежать реализации.
Потребитель имеет права на возврат некачественного продукта, даже если он приобретен со скидкой.
4. Если в установленные законодательством о защите прав потребителей сроки продавец (изготовитель, поставщик, представитель) не ответил или не удовлетворил требование потребителя – потребитель вправе обратиться (с приложением подтверждающих документом) в государственный орган по защите прав потребителей, общественную организацию потребителей, суд. (с исковым заявлением за защитой нарушенных прав).
Государственные органы по защите прав потребителей (в соответствии с полномочиями и компетенцией):
Контактные данные ответственных лиц местных органов власти, к которым необходимо обращаться по вопросам норм Указа 345:
Отдел экономики райисполкома |
Консультирование по вопросам реализации норм Указа № 345 |
8-016-41-3-56-65 8-016-41-3-56-78 |
Имущественные вопросы |
8-016-41-3-56-78 |
|
ИМНС по Брестскому району |
Вопросы налогообложения |
8-016-41-2-51-55 |